1avtoportal.ru


Когда нормализуется стул после отказа от курения
3 1995

    Взаимосвязь периферического зрения с тактическим мышлением в баскетболе

    Раздел: Красивая улыбка Дата публикации: 07.03.2015, 18:37

    Федеральное агентство по физической культуре и спорту

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, Брянский филиал

    Тренерский факультет, заочное отделение

    Кафедра спортивных дисциплин

    Спортивная специализация: спортивные игры


    Дипломная работа

    по дисциплине: Теория и методика избранной специализации


    значение развития перИферического зрения в учебно-тренировочном процессе баскетболистов в зависИмости от амплуа игроков


    - физическая культура и спорт


    Долбусин Виталий Викторович

    Научный руководитель:

    Осипова Т.В.


    Брянск 2010


    ОГЛАВЛЕНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ

    Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

    .1 Роль зрения при игре в баскетбол

    .2 Значение развития периферического зрения у баскетболистов

    Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

    .1 Задачи исследования

    .2 Методы исследования

    .3 Организация исследования

    Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

    .1 Особенности развития поля зрения у баскетболистов 13-14 лет

    .2 Взаимосвязь периферического поля зрения с тактическим мышлением во время игр

    ВЫВОДЫ

    Практические рекомендации

    Список литературы

    ПРИЛОЖЕНИЯ


    ВВЕДЕНИЕ


    Актуальность. Среди большого арсенала современных средств физической культуры и спорта игра в баскетбол занимает одно из ведущих направлений и пользуется большой популярностью.

    Для того чтобы добиться высоких показателей результативности, техники игры, а так же повышения мастерства - важную роль играют: деятельность мозга при игре в баскетбол, возраст и управление произвольными движениями, двигательные навыки, развитие умственной работоспособности, деятельность всех органов и систем человеческого организма. Немаловажную роль в этом играют сенсорные системы, а в частности зрительная сенсорная система. К 13-14 годам зрительная сенсорная система практически приближается к уровню взрослого человека. Занятия баскетболом способствуют, увеличению функциональных характеристик зрительного анализатора: поля зрения, остроты зрения, глубинного зрения и пропускной способности зрительного анализатора [4, 14, 16].

    Они оказываются особенно резко увеличенными, когда спортсмены находятся в спортивной обстановке, после проведения разминки. Рядом авторов были проведены экспериментальные работы, доказывающие влияние игры в баскетбол на развитие периферического поля зрения у спортсменов. Однако объективных данных о взаимосвязи освоения технических приемов и тактического мышления с величиной периферического поля зрения, в литературе мы не встретили, кроме упоминаний о возможности его развития у баскетболистов. Поэтому нас заинтересовал вопрос повышения квалификации баскетболистов с развитием этого качества в процессе целенаправленной тренировочной деятельности. Актуальность проблемы обуславливает необходимость проведения научных исследований в этом направлении.

    В связи с этим целью работы являлось обоснование взаимосвязи поля зрения с уровнем технико-тактической подготовленности юных баскетболистов 13-14 лет.

    Объект исследования - значение развития периферического зрения у юных баскетболистов 13-14 лет в процессе занятий баскетболом.

    Предмет исследования - развитие периферического зрения у баскетболистов 13-14 лет в процессе учебно-тренировочной деятельности.

    Рабочая гипотеза. При постановке исследования предполагалось, что развитие поля зрения у мальчиков 13-14 лет в процессе целенаправленной тренировочной деятельности позволит улучшить технико-тактическую подготовленность занимающихся в секции баскетбола.

    Практическая значимость работы. Выполненные исследования позволят повысить технико-тактическую подготовленность детей на начальном этапе подготовки, расширить арсенал технических приёмов и тактических взаимодействий, быстро оценивать правильную обстановку на площадке и выбирать наиболее рациональный способ взаимодействия с игроками в защите и нападении.


    Глава 1. СОСОЯНИЕ ВОПРОСА


    1.1 Роль зрения при игре в баскетбол


    Известно, что подавляющее количество информации о внешнем мире (до 80-90%) человек воспринимает благодаря зрению. При этом глаз не просто «перерисовывает» в мозгу полученное извне изображение. По зрительным каналам передаётся в высшие отделы мозга лишь самое необходимое, самое значительное для человека в данный момент. Это очень облегчает сбор информации и зрительную ориентировку в пространстве. По мере приобретения опыта мозг может воспринимать не все детали окружающего мира, а сразу целые, обобщённые образы, что ускоряет обработку зрительных впечатлений [4, 14, 15].

    У детей 13-14 лет заканчивается созревание зрительной системы. К этому времени высшие отделы мозга способны выделять и анализировать необходимые сведения из общего потока зрительной информации. В баскетболе, где спортсмену постоянно нужно зорко следить за передвижениями игроков и мяча, роль зрения особенно велика. В процессе многолетней тренировки именно в зрительной функции происходят наибольшие изменения. Глаз игрока видит большую часть пространства, чем глаз нетренированного человека. Это облегчает ориентировку игроков на поле, улучшает их взаимодействие, повышает эффективность технических и тактических действий. Когда изучали влияние слуха, зрения и кожной чувствительности на эффективность выполнения бросков в прыжках, то оказалось, что наибольшее ухудшение вызвало ограничение бокового зрения. При утомлении у игрока зрение ухудшается, и это снижает результативность его действий. Для точного выполнения различных приёмов, особенно бросков, очень важна способность зрения, оценивать удалённость предметов в пространстве. По этой способности, объему воспринимаемого пространства и остроте зрения баскетболисты занимают одно из первых мест среди спортсменов других видов спорта. При этом следует учесть, что чем больше в упражнениях используются зрительные сигналы, тем больше совершенствуется зрительный аппарат баскетболиста. Особенно важно влияние баскетбола на внутренние мышцы глаза, от которых зависит приспособление глаза видеть на различных расстояниях. Занятия баскетболом тренируют внутренние мышцы глаза, и поэтому являются средством предупреждения и лечения близорукости у подростков. Точность в баскетболе зависит так же от сочетания движений глаз и рук. Если движения глаз опережают движения рук, то достигается высокая точность. Перед броском, например, подросток должен сосредоточить взгляд на кольце, иначе мяч не попадёт в него. Оказалось, что если при утомлении движение глаз запаздывает и произойдёт одновременно или даже позднее движения рук, то бросок будет не точным. При рассматривании предмета, оба глаза наводятся на него. От точности этой наводки зависит четкость изображения, что обеспечивает высокую эффективность выполняемых движений. У баскетболистов такое идеальное согласие встречается гораздо чаще, чем у лиц не занимающихся систематической тренировкой. В конце соревнований или тренировочных занятий согласованность движений глаз может временно ухудшаться. Эти явления больше выражены у менее квалифицированных и более молодых баскетболистов [2, 7, 16].

    Баскетбол привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технико-тактических приемов, эмоциональностью, воздушностью, динамичностью, одновременно коллективизмом и индивидуализмом и к тому же является, по моему мнению, и многих специалистов, самым эффективным средством для всестороннего физического развития.

    Популярность баскетбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются, прежде всего, экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большим зрелищным эффектом, комплексным воздействием на организм и воспитание молодежи.

    В основе баскетбола лежат естественные движения - бег, прыжки, броски, передачи. Им легко обучать детей, подростков и взрослых. Поэтому баскетбол входит в программу воспитания и обучения детей, начиная с детских садов, а игры с мячами - с двухлетнего возраста.

    Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности и целеустремленности.

    Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм занимающихся. Занятия баскетболом способствуют развитию основных физических качеств.

    Формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов [1, 9].

    Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации. Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развитие способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации.

    Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный уровень способствует поддерживанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у баскетболистов, умения управлять эмоциями, не терять контроля над своими действиями.

    Каждый игрок на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитание у занимающихся творческой инициативы. В общем, не следует забывать о том, что из всех командных видов спорта баскетбол более других предрасположен к тому, чтобы выставлять на показ индивидуальные способности и дриблинг, а также, порою, в одиночку решать исход того или иного матча.

    Правила игры предусматривают этичность поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям. Персональные и технические наказания служат средством для регуляции взаимоотношений между участниками соревнований.

    Эта особенность имеет наибольшее значение для воспитания дружбы и товарищества, и вырабатыванию привычки подчинять свои действия интересам команды.

    Баскетбол получил широкое распространение во всем мире, с каждым годом возрастает интерес к занятиям этим видом спорта, усиливается конкуренция на международной арене. Последнее вызывает необходимость совершенствования методики спортивной тренировки с учетом тенденций развития баскетбола.

    Многообразие двигательных действий спортсменов во время игры весьма затрудняет количественное описание их компонентов. Современный тренировочный процесс настоятельно выдвигает необходимость разработки методов интегративного качественно-количественного описания организма спортсмена как большой системы с целью рационального моделирования его состояния [7, 8].

    Моделирование игровых ситуаций весьма сложно. Однако в баскетболе можно выделить такие двигательные компоненты, которые поддаются детальному изучению и описанию. Это одна из разновидностей броска мяча в корзину.

    Изучение двигательной и информативной деятельности организма, являющихся решающими при реализации навыков в баскетболе, обусловленности этих видов деятельности общим функциональным фоном, интеграции указанных факторов в единую функциональную систему для обеспечения высокой надежности бросков мяча в корзину должно иметь широкий выход в практику как в плане методических рекомендаций по совершенствованию спортивного мастерства, так и для тестирования функциональной готовности спортсменов.

    Однако в доступной нам литературе недостаточно точно охарактеризованы динамика и взаимосвязь временных компонентов и результативности бросков, что обеспечивает надежность. Весьма слабо изучено влияние информации, поступающей из 5 сенсорных систем, на параметры навыков и результативность при их реализации. Имеющаяся педагогическая литература (учебники, учебные пособия, методические указания и др.) базируется в основном на эмпирическом опыте тренеров.

    Сущность игры состоит в том, что игроки каждой команды, перемещаются по площадке с мячом или без мяча и, преодолевая сопротивление противника, стараются, как можно больше забросить мячей в корзину соперника и препятствовать им в овладении мячом и бросках в корзину. Мяч можно передавать вести, бросать, отбивать, соблюдая правила игры. Выигрывает команда, на счету которой после окончания игры окажется больше очков [3, 5, 6].

    В баскетболе выделяют такие амплуа игроков как: разыгрывающий защитник, атакующий защитник, лёгкий форвард, тяжелый или мощный форвард, центровой, лёгкий нападающий.

    Разыгрывающий защитник

    (англ. <#"justify">Лёгкий форвард

    (англ. Small Forward) или третий номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Основной задачей для такого игрока, как и для атакующего защитника является набор очков, но в отличие от защитников, игроки нападения обладают более высоким ростом и, следовательно, лучше подбирают мяч и блокируют броски. Средний рост 200-210 см.

    Тяжелый или мощный форвард

    (англ. Power Forward) или четвёртый номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Главной задачей 4-го номера является подбор (англ. rebound) мяча в нападении и защите. Поэтому мощные форварды должны обладать незаурядной физической силой и выносливостью. Средний рост составляет около 200-210 см. Игроки этого типа легко могут закладывать мяч в кольцо (см данк), но они делают это абсолютно не так, как менее рослые и физически сильные игроки, вроде атакующих защитников.

    С течением времени стиль игры на позиции тяжёлого форварда менялся, и можно встретить игроков которые набирают по 20 - 25 очков за матч, и еще успевают играть в защите, а можно и таких, которые целиком фокусируются на защите и редко завершают атаки команды.

    Центровой

    (англ. Center) или пятый номер - позиция игрока в баскетбольной команде. Самый высокий игрок в баскетбольной команде (рост 210-225 см), основная задача - игра под кольцом, подбор <#"justify">У баскетболистов, выполняющих различные игровые функции в команде, точность глазомера различна. У связующих она значительно выше, чем у нападающих. Точность глубинного зрения при восприятии удаляющегося мяча (т.е. в момент передачи) у них более чем в два раза выше, чем у нападающих [10, 14].

    Правильное и своевременное выполнение того или иного технического приема тесно связано с развитой способностью точно оценивать расстояние между движущимися игроками, мячом. От своевременного и точного определения расстояния зависит правильный выход игрока к мячу; от точного определения расстояния до партнера по команде, до кольца зависят точность, направление и траектория передачи мяча. Мастерство баскетболистов во многом определяется точностью глазомера (глубинного зрения).

    Точность глазомера, как и периферическое зрение, находится в прямой зависимости от состояния тренированности. Так, в состоянии спортивной формы она в среднем выше на 40-45%, чем в состоянии натренированности. Поскольку периферическое зрение и точность глазомера имеют в баскетболе большое значение, различные приемы и упражнения для развития данных зрительных восприятий должны занять свое место в учебно-тренировочной работе.

    Учебно-тренировочные занятия и игры должны всегда проходить при достаточном освещении. Огромное воздействие на психику человека оказывает цвет. Психофизиологическая функция цвета - обеспечение наиболее благоприятных условий для зрительного восприятия, снижения утомления, улучшения освещенности.

    Баскетбол - прекрасное средство всестороннего развития детей школьного возраста. Игровой метод позволяет осваивать элементы сложной координационной структуры, развивать быструю реакцию, расширять периферическое и глубинное пространственное зрение, оперативное мышление. В процессе игры формируется специфическое мышечное «чувство мяча», позволяющее точно дозировать мышечные усилия при бросках, передачах мяча на различные расстояния. Юные баскетболисты развивают в играх моторный интеллект, тактическое мышление, повышают скорость переработки информации, вырабатывают способность к творческому решению двигательных задач, повышают умственную работоспособность.

    Особенности деятельности в баскетболе способствуют развитию специфических качеств внимания, ощущений, восприятий, в результате у баскетболистов появляется высокоразвитое комплексное восприятие. В основе его лежит тонкая дифференцировка раздражений, поступающих в различные анализаторы. Основную роль при этом играют мышечно-двигательные, зрительные, вестибулярные и слуховые ощущения. В баскетболе имеются следующие специализированные восприятия - «чувство мяча», «чувство площадки», «чувство времени».


    1.2 Значение развития периферического зрения у баскетболистов


    Занятия баскетболом способствуют значительному расширению границ периферического зрения, что оказывает положительное влияние на быстроту и точность зрительного восприятия. Доказано, что при постоянных занятиях баскетболом чувствительность зрительного анализатора к восприятию световых импульсов сразу после матча увеличивается в среднем на 40%.

    Измерения, проводимые у баскетболистов в состоянии спортивной формы и в состоянии натренированности, показывают, что в состоянии натренированности периферическое зрение сужается. Такое сужение объема поля зрения значительно снижает поток информации. А значит, игровой потенциал баскетболиста только из-за уменьшения периферического зрения снижается на 25-30%. Иными словами, это приводит к обеднению как индивидуальных, так и командных тактических действий - спортсмен хуже ориентируется, замечает меньше выгодных положений для продолжения атаки, совершает больше ошибок и т.д. Для восстановления таких потерь необходимо 2-4 месяца систематической тренировки [15].

    Опыты с выключением периферического зрения во время игровых действий показывают, что у спортсменов резко ухудшается ощущение направления движений и равновесия, нарушается координация, возникают дополнительные мышечные напряжения, значительно замедляется переход от одних действий к другим, ухудшается точность глазомера.

    Технико-тактическая подготовка - это процесс овладения специальными двигательными навыками, развития тактического мышления, творческих способностей, периферического зрения.

    Техника баскетбола включает в себя сложившуюся в процессе развития вида спорта совокупность приемов, способов и их разновидностей, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи.

    Под термином «техника» подразумевается система движений, сходных по структуре и направленных на решение примерно одной и той же игровой задачи.

    Разнообразие условий, в которых применяется тот или иной приём, стимулирует формирование и совершенствование способов его выполнения. На разных этапах развития баскетбола изменялось и совершенствовалось количество приёмов, способы их выполнения, критерии оценки. На перестройку арсенала оказывали влияние изменения правил игры, обогащение её тактики, повышение уровня других видов подготовки игроков.

    Техника спортсмена на каждом этапе развития - это наиболее эффективное, апробированное практикой средство, которое даёт возможность игроку в рамках правил успешно действовать в сложных ситуациях борьбы. Для того чтобы добиваться наилучших результатов в мгновенно складывающихся игровых положениях, баскетболист должен владеть всем богатством разнообразия технических приёмов, быстро и точно их выполнить [12, 13, 17].

    Правильная начальная постановка техники, как и всесторонняя физическая подготовка - основа для достижения высоких спортивных результатов. Овладение техникой игры в основном заканчивается в юношеском возрасте. С переходом в команды взрослых спортсменов техника совершенствуется и расширяется на базе улучшения общей технической подготовки. Мастерство достигается путём систематического и планомерного изучения всего разнообразия техники.

    В тренировочной работе с детьми 13-14 лет, необходимо придерживаться известной пословицы: «Повторение - мать учения». Все приёмы техники нужно повторять с ребятами на каждом занятии. Дело в том, что у юных баскетболистов навык непрочен. Стоит юному баскетболисту сделать перерыв в занятиях на 10-15 дней, как с ним придется начинать всё с начала.

    Техника владением мячом включает в себя следующие приёмы техники: ловлю, передачу, ведение и броски мяча в кольцо.

    Ловля - приём, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча является и исходным положением для последующих передач, ведения и бросков. Поэтому структура движений должна обеспечивать чёткое и удобное выполнение последующих приёмов. Ещё не поймав мяч, игрок смотрит туда, куда и кому его потом отдавать. Это возможно благодаря периферическому зрению, так как центральное зрение должно быть направлено на мяч. Баскетболисту следует взять за правило - не ожидать мяча, стоя на месте, а обязательно выходить ему на встречу. Выбор определённого способа ловли мяча и его разновидности зависят от положения по отношению к летящему мячу, динамики передвижения игрока, высоты и скорости полёта мяча [17, 18].

    Передача мяча - приём, с помощью которого игрок направляет мяч партнёру для продолжения атаки. Если игроки команды недостаточно хорошо освоят передачи мяча, то ни одна система игры, ни одна комбинация, ни одна атака не принесут им удачи. Именно в своевременной, точной и быстрой передаче мяча кроется успех баскетбольной команды. Умение правильно и точно передать мяч - основа чёткого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре. Передачи мяча, как бы объединяют партнёров, сплачивают пятерых игроков в единый ансамбль, создают командную игру.

    Существует много различных способов передачи мяча. Применяют их в зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч, расположения или направления движения партнёра, характера и способов противодействия соперников.

    Периферическое зрение, быстрота движения рук, точный расчёт и тактическое мышление - вот те качества, которые характеризуют баскетболистов, умеющих безошибочно передавать мячи.

    Техника игры характеризуется отличным владением мяча, ведением мяча без зрительного контроля, различными кистевыми передачами, неожиданными бросками с точек, бросками в прыжке со средних дистанций. Все эти приёмы прочно вошли в технический арсенал наших баскетболистов. Стал применяться бросок в прыжке с отклонением туловища и скорострельный бросок в прыжке, т.е. сокращается время на подготовку к броску [6, 8, 11].

    Всё чаще в современном баскетболе против активных форм защиты является применение заслонов на месте и в движении. Для борьбы с заслонами наиболее аффективными являются переключения, т.е. когда защитники обмениваются своими подопечными. Поэтому здесь от защитников требуется хорошее и полное взаимопонимание, отличная ориентировка за действиями на площадке, т.е. хорошее периферическое зрение. Часто приходится голосом предупреждать игроков о возникающей опасности. Обычно эту роль выполняет центровой игрок. Он вовремя предупреждает о том, что грозит опасность. Это предупреждение восстанавливает цельность защиты.

    Разыгрывающий игрок является дирижёром команды. От него, как не от кого другого требуется особенно хорошо видеть поле. Овладеть всей современной техникой и тактикой игры в баскетбол невозможно без умения хорошо видеть площадку, правильно оценить обстановку, т.е. овладеть периферическим зрением. Баскетболисту необходимо развивать периферическое зрение. Игрок, который следит за мячом или только за своим противником, вдвое менее эффективен, чем баскетболист, в поле зрения которого одновременно два объекта. Разумеется, нужно практиковаться в выборе правильной позиции на площадке. Обучая своих воспитанников защитной стойке, тренер должен посоветовать или указывать, одной рукой на мяч, а другой - на опекаемого соперника. Нельзя отворачиваться от мяча даже при быстром прорыве противника, когда защищающиеся бегут обратно к своей корзине, они обязаны видеть, что делается позади. Поворот головы почти не замедлит бега, но зато облегчит перехват мяча. Баскетболисту в матче приходится следить и за мячом, и за партнёром, и за соперниками. Поэтому баскетболисту не достаточно обладать только центральным зрением, но и так же он должен обладать и хорошо развитым периферическим зрением [6, 11, 13].

    Умение видеть поле осуществляется за счет бокового (периферического) зрения, которое в сочетании с технической подготовкой является основой тактического мастерства баскетболистов. По нашему мнению, тактически грамотный игрок должен обладать хорошо развитым периферическим зрением и высокой техникой игры: первое поможет игроку разобраться в игровой обстановке, какой бы сложной она ни была, и подскажет, что он должен делать в данный момент игры, а второе - позволит эти объективные наблюдения реализовать.

    Вооружение баскетболиста большим количеством технических приёмов выдвигает важный вопрос о рациональном применении их на площадке в связи с конкретной ситуацией и игровыми функциями. Оценить правильную обстановку и выбрать наиболее рациональный способ действия при передачах и бросках мяча возможно лишь в том случае, когда в поле зрения игрока находится вся площадка и защитники. [11].

    В нападении:

    а) Действия игрока с мячом. Игрок с мячом, ведя атаку, должен смотреть на область штрафного броска щита соперника. Одновременно он должен периферическим зрением охватывать часть площадки по сторонам от себя. Это необходимо для правильной оценки ситуации. Исключение допустимо лиши для игрока, уже вошедшего с мячом в трёхсекундную зону. Отсюда обычно атаки завершаются, и поэтому взгляд нужно полностью сосредоточить на корзине. Вести мяч нужно без зрительного контроля, следя за действиями своих партнёров.

    б) Действия игрока без мяча. Игрок без мяча должен следить за действиями партнера с мячом. При перемещениях он тоже поворачивает голову лицом в сторону, где находится мяч. Нельзя упускать из виду мяч в тот момент, когда ставятся заслоны при выходах на свободное место, или когда отрывается от соперника (защитника). Если партнёры овладеют мячом под своей корзиной, то игрок, стоявший ближе к центру площадки, должен бежать к щиту соперников спиной вперёд, чтобы не пропустить первой передачи мяча, если она будет адресована ему [20, 21].

    в) Действия игрока при ловле мяча. Баскетболиста часто допускают ошибки, внимательно следя за мячом лишь до тех пор, пока он не окажется у них в руках. И после этого они, только оглядываются по сторонам. При этом требуются те доли секунд, которые как раз нужны для успешного проведения комбинаций или завершения быстрого прорыва. Игрок ещё до приёма мяча обязан оценить игровую ситуацию. Для этого в последний момент, когда мяч в воздухе и совсем рядом, он должен перевести взгляд на поле. Тогда он сможет мгновенно передать мяч партнёру, занявшему выгодную позицию или сам устремиться в атаку.

    г) Действия центрового игрока. Центровой игрок, ожидая передачи, часто стоит спиной к щиту соперников и видит большую часть площадки. Получив от партнёра мяч голову поворачивает направо (в зависимости от места своего расположения) и сразу же оценивает игровую обстановку на всей площадке. Теперь успех во многом зависит от быстроты, с которой центровой примет решение о путях развития или завершения атаки.

    В защите:

    а) Когда опекаемый с мячом, противодействуя сопернику с мячом, обороняющийся баскетболист внимательно следит за ним. При этом нельзя смотреть, следить за мячом или, например, следить только за направлением взгляда соперника: тому легко будет поймать защитника на финте. Опекая игрока с мячом очень трудно одновременно наблюдать и за ним, и за остальными соперниками. Поэтому целесообразно всё внимание сосредоточить на опекаемом игроке. Узнать же, например, о готовящемся заслоне или перемещении игроков можно от товарищей. Они обязаны в полголоса сообщить об этом [24, 25].

    б) Когда опекаемый игрок без мяча.

    Если опекаемый игрок без мяча, то защитник должен постоянно поворачивать голову, наблюдая и за мячом и за личным соперником. Защитник обязан не на секунду не выпускать из поля зрения опекаемого игрока. И если невозможно уследить за мячом и за соперником одновременно, то нужно смотреть на нападающего. После того, как подопечный нападающий сделал бросок по корзине или передал мяч партнёру, защитник ни в коем случае не должен упускать опекаемого игрока из-под зрительного контроля. Именно в этих случаях у начинающих защитников часто встречаются грубейшие ошибки, они преследуют подопечного, устремляющегося к кольцу, после передачи поворачиваясь спиной к кольцу и, упускают его из поля зрения. Вот этим часто пользуются опытные нападающие, которые вслед за поворотом головы передают мяч в спину неправильно действующего защитника, он же, не видя, не в состоянии помешать передаче. После удачного завершения атаки или при перехвате мяча соперниками, нападавшие игроки вынуждены переключиться на оборону. И тут многие баскетболисты устремляются на свою сторону площадки, перевернувшись спиной к щиту соперников. Это непростительная для классного игрока ошибка - она создает соперникам возможность быстрого прорыва

    При переходе от атаки к защите, баскетболисты обязаны, отступая спиной вперёд, видеть как мяч, так и соперников. Для этого необходимо развитое периферическое поле зрения [17, 18].

    В заключение данной главы можно сделать следующие выводы:

    Баскетбол - прекрасное средство всестороннего развития детей школьного возраста. Игровой метод позволяет осваивать элементы сложной координационной структуры, развивать быструю реакцию, расширять периферическое и глубинное пространственное зрение, оперативное мышление. В процессе игры формируется специфическое мышечное «чувство мяча», позволяющее точно дозировать мышечные усилия при бросках, передачах мяча на различные расстояния. Юные баскетболисты развивают в играх моторный интеллект, тактическое мышление, повышают скорость переработки информации, вырабатывают способность к творческому решению двигательных задач, повышают умственную работоспособность.

    Техника баскетбола включает в себя сложившуюся в процессе развития вида спорта совокупность приемов, способов и их разновидностей, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи.

    Технико-тактическая подготовка - это процесс овладения специальными двигательными навыками, развития тактического мышления, творческих способностей, периферического зрения.

    Умение видеть поле осуществляется за счет бокового (периферического) зрения, которое в сочетании с технической подготовкой является основой тактического мастерства баскетболистов. Тактически грамотный игрок должен обладать хорошо развитым периферическим зрением и высокой техникой игры. Это поможет игроку разобраться в игровой обстановке, и подскажет, что он должен делать в данный момент игры; позволит реализовать объективные наблюдения.


    Глава 2. Задачи, методы и организация исследования


    2.1 Задачи исследования


    Для решения поставленной цели исследования, предстояло решить следующие задачи:

    1. Определить развитие поля зрения у юных баскетболистов в 13-14 лет

    2. Определить взаимосвязь поля зрения с тактическим мышлением во время игры


    .2 Методы исследования


    Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

    1. Анализ научно-методической литературы
    2. Тестирование
    3. Хронометрирование
    4. Метод математической статистики

    Анализ научно-методической литературы

    Для изучения исследуемой проблемы в теории и практике баскетбола, было проанализировано, обобщено 27 отечественных источников. Изучение литературных данных позволило получить представление о современном состоянии вопроса по исследованной проблеме, определить цель и задачи исследования, изучить педагогический опыт ведущих баскетбольных специалистов.

    Тестирование

    Тестирование проводилось для выяснения взаимосвязи между объективными показателями измерения поля зрения с техникой выполнения некоторых технических приемов. Был проведен приём контрольного норматива у занимающихся. Для этого бралось 22-е цифры (11 красного цвета и 11 - синего) и развешивались на стене, расстояние между цифрами 1,5-2 метра.

    Расставлялось семь фишек по прямой линии, расстояние между ними два метра, а расстояние от контрольной отметки до цифр пять метров. Расстояние от начала ведения и броска, т.е. контрольной отметки 16 метров, расстояние от начала ведения и самими цифрами 20 метров. Одному из занимающихся даётся мяч, по сигналу он начинает ведение между фишками, обводя, их справа и слева (ведение правой и левой руками). Пробегая предпоследнюю фишку, называется цифра, по цвету он должен от контрольной отметки попасть в неё. Время от начала ведения и попадания в стенку или цифру фиксируется. Здесь должно учитываться одно обстоятельство, занимающийся до выполнения контрольного норматива не должен знать расположение цифр на стене, иначе смысл выполнения этого упражнения теряется, и результаты будут не объективными. Так же должны учитываться попадания в цифру, чтобы игрок наиболее быстро и успешно выполнил норматив, нужно, вести мяч без зрительного контроля, всё время, глядя на цифру, видя их не только в центре, но и по бокам (центральным периферическим зрением) [9, 12].

    Хронометрирование

    Хронометраж осуществлялся во время игры. При этом учитывались следующие параметры игры:

    1. Потери мяча.
    2. Своевременность передачи.
    3. Несвоевременность передачи.
    4. Выбор правильной позиции для броска.
    5. Неправильная позиция для броска.

    Запись игры производилась в сентябре и марте среди юношей 1993 - 1994 г.р. Данные заносились в протокол игры.

    Метод математической обработки полученных результатов

    Обработка полученных в ходе исследования данных была проведена с помощью методов математической статистики и применения вычислительной техники. Для упрощения расчета были использованы стандартные встроенные функции математической статистики электронных таблиц Excel, программ в среде программирования Basik, позволяющие после набора выборки результатов тестирования получать параметры статистической оценки: средние показатели, достоверность различия средних величин, рассчитанных по критерию Стьюдента.


    2.3 Организация исследования


    Исследование проводилось на базе ДЮСШ «Десна» по баскетболу г. Брянска с мальчиками 13-14 лет.

    Исследование проходило в три этапа:

    На первом этапе исследования осуществлялся анализ научно-методической литературы, уточнялись задачи исследования, подбирался, и апробировался контрольный норматив.

    На втором этапе исследования проводили тестирование юных баскетболистов, составлялись упражнения, направленные на развитие поля зрения, проводили хронометраж игры.

    На третьем этапе обрабатывали и анализировали полученные результаты исследования, выявляли взаимосвязь между развитием поля зрения и подготовленностью юных баскетболистов. Составляли выводы.


    Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение


    3.1 Особенности развития поля зрения у баскетболистов 13-14 лет


    Для применения рациональной методики обучения необходимо знать закономерности возрастного развития главнейших систем организма. Изменения, происходящие в строении и функциональном состоянии организма юных спортсменов, обусловлены не только воздействием систематических занятий физическими упражнениями, но и возрастными особенностями [19, 25].

    Баскетбол относится к нестандартным ситуационным физическим упражнениям резкой переменной интенсивности. В процессе игры интенсивность движений может быть то максимальной, то умеренной, а в отдельные моменты игры активная мышечная деятельность может быть прекращена. Подобные изменения интенсивности происходят непрерывно, что определяется изменяющейся обстановкой, условиями игры. В результате при игре в баскетбол складывается своеобразный динамический стереотип нервных процессов, обеспечивающий быстрый переход, переключение функций с одного уровня деятельности на другой, с высокого на низкий и наоборот.

    Баскетболисты отличаются хорошими показателями поля зрения, глубинного зрения, что позволяет им хорошо ориентироваться на площадке. Высокого уровня развития достигает двигательный анализатор.

    Деятельность баскетболиста в игре складывается как из индивидуальных действий в нападении и защите, так и из коллективных. Именно с этих приёмов игры и начинается преимущественно овладение индивидуальных действий в нападении. Практика, опыт и записи игр говорят о том, что овладение этими навыками в значительней степени связаны с правильной оценкой игровой обстановки, следовательно, и с величиной периферического зрения.

    Выяснив такую прямую взаимосвязь, было решено подобрать для занимающихся в этой группе упражнения на развитие периферического зрения. При обучении индивидуальным действиям в нападение упражнения были даны с учетом этого обстоятельства: обучая тому или иному приёму развивать поле зрения, т.е. в процессе обучения преследовать цель не только правильного выполнения технического приёма, но и поставить баскетболиста в условия, где он вынужден, был бы выполнять приём, оценивая обстановку, своевременно и целесообразно реагировал на неё. Большинство упражнений носило комплексный характер, начиналось, выполнялось, заканчивалось по зрительному сигналу. В начале зрительные сигналы воздействовали в основном на центральное поле зрения, а затем на периферическое. Количество зрительных раздражителей постепенно увеличивалось и от игроков требовалось учение реагировать, обусловленные сначала перед заданием, а потом неожиданно в процессе самого выполнения технического приёма. Упражнения на развитие поля зрения у мальчиков применялись в течение семи месяцев в исследуемой группе.

    Вся деятельность баскетболиста, его тренировка, направлены на то чтобы он в игровой обстановке правильно оценивал ситуацию.

    Для того чтобы определить взаимосвязь периферического зрения с тактическим мышлением во время игры мы в начале нашего исследования поставили задачу определить, как развит данный показатель у мальчиков исследуемого возраста [19, 26, 27].

    В ходе исследования установлено, что с предложенным контрольным нормативом справились все мальчики. Средний результат по группе испытуемых до начала эксперимента составил 13,86 сек., результативность показаний зафиксирована 71% (табл. 1). Лучшие результаты были зафиксированы у Зубкова Б. (12,91), Абашина Я. (11,16) и Гаврилова Н. (13,26). Это закономерно, т.к. ребята посещают секцию по баскетболу уже второй и третий год, не смотря на разницу в возрасте. Слабые результаты показали новички (Жмакин А., Богданов И., Азаров И., Усубов Ю.) (прил.1).

    Таблица 1

    Развитие поля зрения у мальчиков 13 - 14 лет, занимающихся баскетболом.

    Статистические показателиРезульт. контр. норм.Абсолютный приростФиксацияСент.МартСент.МартX13,8611,062,871%79%Тtpac>tkр

    После изменения содержания учебно-тренировочных занятий (включения в тренировку специальных упражнений) было проведено повторное педагогическое тестирование. Установлено, что средний результат контрольного норматива улучшился на 2,8 с и составил 11,06 сек. (tpac > tкp).

    Однако не максимальный результат, которого можно было бы достигнуть в результате включения в тренировочные занятия по баскетболу специальных упражнений. Процент попаданий также увеличился: в сентябре он составил 71%, а в марте - 79%, таким образом, произошло увеличение на 8 % (табл. 1).

    Хочется отметить улучшение результатов у всех испытуемых, за исключением Алексютина А. Наибольший абсолютный прирост 5,97 у Азарова И., у Сорокина О. (4,62), Усубова Ю. (3,95), Васина О. (3,16) имея при первичном тестировании самые низкие результаты (прил. 1). Это подтверждает достаточно высокую эффективность используемых нами упражнений.


    3.2 Взаимосвязь периферического поля зрения с тактическим мышлением во время игр


    Чтобы полностью убедиться в том, что существует взаимосвязь между периферическим зрением и техникой выполнения элементов в баскетболе и оценки игровой обстановки, был проведен хронометраж игры. При этом учитывались следующие показатели: потери мяча, своевременность передачи, несвоевременность передачи, выбор правильной позиции для броска, неправильная позиция для броска. Запись игры производилась в сентябре и марте при проведении соревнований первенства области среди мальчиков 1994 - 1995 года рождения.

    Результаты игровой деятельности юных баскетболистов в процессе двусторонней игры отмечены в таблице 2.


    Таблица 2

    Оценка игровой деятельности юных баскетболистов в процессе двусторонней игры

    Статист. показат.Потери мячаНесв. передачаСвоеврем. передачаВыбор правил. позиции для броскаВыбор не правил. позиц для броскасен.мартсен.мартсен.мартсен.мартсен.мартX5,23,46,33,95,95,65,97,95,86,1Тtpac>tKptpac>tKptpac<tKptpac>tKptpac>tKp

    В результате проведенного первого хронометража (сентябрь) и получения итоговых результатов отмечены недостаточно высокие результаты по группе испытуемых баскетболистов в ряде параметров игры. Так в сентябре месяце средний результат потерь мяча составил 5,2, количество несвоевременных передач баскетболистов оказалось равным 6,3, что указывает на достаточно высокий средний показатель, что совершенно недопустимо.

    Анализируя количество своевременных передач мяча необходимо дать положительную оценку данного показателя, он составил 5,9.

    Давая характеристику средним показателям по количеству выбранных правильных и неправильных позиций игроков необходимо также указать на то, что значения по данным параметрам практически не отличаются: 5,9 и 5,8 соответственно, что указывает на недопустимость таких результатов по группе испытуемых.

    Анализируя второй хронометраж игры (март) показывает, что потери мяча во время игры уменьшились на 1,8 (tpac > tкp); несвоевременные передачи мяча на 2,4 (tpac > tкp); своевременность передач на 0,3 (tpac < tкp). Выбор правильной позиции для броска выше по сравнению с выбором неправильной позиции и в сентябре и в марте; прирост также увеличился соответственно на 0,1 и 1,8 соответственно (tpac > tкp) (табл. 2).

    Так, меньше всего потерь мяча Алексютина А. (1); выше всего своевременность передач у Гаврилова Н. (9) и Гапеенко Ю. (12). А правильно выбирали позиции для броскаАбашин Я. (12), Селенский М. (14) и Гапеенко Ю, и Азаров И. - меньше всех сделали несвоевременных передач (4) (прил.2).

    Полученные данные указывают на необходимость развития поля зрения при помощи специальных упражнений с самого начала процесса обучения у юных баскетболистов.

    Таким образом, развитие поля зрения у мальчиков 13 - 14 лет в процессе целенаправленной тренировочной деятельности позволило улучшить технико-тактическую подготовленность затем и повысить их квалификацию. Членам 1 юношеской сборной присвоен 2 юношеский разряд.

    периферический зрение тактический баскетбол


    ВЫВОДЫ


    1. Величина периферического зрения изменяется с возрастом, но незначительно (за время исследования результат контрольного норматива улучшился на 2,8 сек; количество попаданий на 8%). Индивидуальные исходные показатели контрольного норматива, характеризующего развитие периферического зрения, выше у мальчиков посещающих секционные занятия второй и третий года тренировочных занятий баскетболом.
    2. Установлено, что существует прямая взаимосвязь качества выполнения некоторых технических приёмов и тактического мышления баскетболистов от величины периферического поля зрения (tpac > tKp). Наибольший прирост результатов отмечен у мальчиков имеющих самые низкие показатели при первичном тестировании.

    3. Установлено, что после освоения основных технических приёмов игры необходимо очень большое внимание уделять развитию поля зрения, правильной оценки обстановки, выбору наиболее, выгодной позиции.

    . Установлено, что после освоения основных технических приёмов игры необходимо очень большое внимание уделять развитию поля зрения, правильной оценки обстановки, выбору наиболее, выгодной позиции.

    Правильное и своевременное выполнение того или иного технического приема тесно связано с развитой способностью точно оценивать расстояние между движущимися игроками, мячом. От своевременного и точного определения расстояния зависит правильный выход игрока к мячу; от точного определения расстояния до партнера по команде, до кольца зависят точность, направление и траектория передачи мяча. Мастерство баскетболистов во многом определяется точностью глазомера (глубинного зрения).

    У баскетболистов, выполняющих различные игровые функции в команде, точность глазомера различна. У связующих она значительно выше, чем у нападающих. Точность глубинного зрения при восприятии удаляющегося мяча (т.е. в момент передачи) у них более чем в два раза выше, чем у нападающих.

    Развитие периферического зрения меняется в зависимости от амплуа игроков.

    Наилучшим периферическим и глубинным зрением обладают разыгрывающие защитники, так как для игроков этого амплуа характерно абсолютно свободное владение мячом, большая скорость, ловкость в проходе к кольцу.

    Центровой игрок обладает наименее развитым периферическим зрением, в отличие от остальных позиций, основная задача данного игрока - игра под кольцом, подбор мяча.

    Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности и целеустремленности.

    Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм занимающихся. Занятия баскетболом способствуют развитию основных физических качеств, периферического и глубинного зрения.


    Практические рекомендации


    Для развития точности глазомера и периферического зрения в тренировках необходимо как можно больше варьировать дистанции при передачах, подачах, различных бросках, нападающих ударах и т.д.

    Использовать различные передачи на разное расстояние, броски при схождении и расхождении волейболистов, подачи мяча в цель различными способами и с различного расстояния, нападающие удары по сигналу тренера в различные зоны площадки, броски теннисного мяча с различной силой и с различного расстояния в цель [28, 29].

    Спортсмен должен приучать себя постоянно следить за малейшими изменениями дистанции. Необходимы и упражнения с различными приспособлениями для фиксации определенной траектории полета мяча. Для этого хорошо использовать игры в теннис, футбол, баскетбол, упражнения при приеме мяча с подачи, нападающего удара или двустороннюю игру с закрытой сеткой и т.д., а также такие упражнения, как ведение, перебрасывание и ловля мяча в парах, тройках, четверках с поочередным контролем периферического зрения то мяча, то партнера; броски или передача мяча в баскетбольное кольцо, контролируя действия только периферическим зрением; различные передачи мяча в парах, тройках в движении между расставленными на площадке в беспорядке различными предметами (скамейками, набивными мячами и т.п.).

    Групповые упражнения в передачах - смотреть на одного партнера, а передачу делать другому. Во время передач или нападающих ударов контролировать мяч то центральным, то периферическим зрением. Упражнения в парах, тройках, двумя, тремя мячами со смещением вправо, влево, вперед, назад и т.п.

    В тренировочном процессе должно специально отводиться время для развития вестибулярной устойчивости. Для этого необходимо использовать сложно-координированные виды упражнений, требующие при выполнении большой активности занимающихся с противодействием неприятных субъективных ощущений, различные виды акробатических и гимнастических упражнений, прыжки на батуте, прыжки в глубину (1,7-2,5 м), различные вращательные движения, всевозможные ускорения, резкие изменения направления бега, мгновенные остановки, прыжки в воду, борьбу и т.д.

    Однако наибольшее воздействие оказывают упражнения, которые входят в тот или иной технический прием, например выполнение передачи, после кувырка, вращательного движения, после резкого ускорения (вперед, назад, вправо, влево) и т.п. [31, 33].


    Список литературы


    1.Анискина, С.Н. Методика обучения технике игры в баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1995. - 205 с., ил.

    2.Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Ю.М. Портнова. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.

    3.Бубе Х., Фек Г., Шгюблек Х., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. - М.: Ф и С. 1988 - 211 с.

    4.Гомельский, А.Я. Баскетбол. Секреты мастера - М.: Агенство «ФАИР», 1997. - 224 с.

    5.Гомельский, А.Л. Энциклопедия баскетбола от Гомельского. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 201 с.

    6.Грасис. А.М. Специальные упражнения баскетболиста. - М.: Физкультура и спорт, 1995. - 112 с.

    .Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе.: Автор диссертации доктора педагогических наук-М.1996. - 43 с.

    8.Джон Р. Вуден. Современный баскетбол. - М: Физкультура и спорт, 1987. - 256 с.

    9.Донченко П.И. Баскетбол юным. - Ташкент,2009.

    .Дъячков В.М. Совершенствования технического мастерства спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 35 с.

    11.Ершова Е.П. Информативная ценность показателей подготовленности юных баскетболистов. - М.: Теория и практика физической культуры, 1983, № 3. - 33 с.

    12.Журнал Теория и практика физической культуры, № 4, 2000; № 1 - 12, 1993 - 1999.

    .Журнал Физкультура и спорт, № 1 - 12, 1993 - 1999; № 1 - 6, 2000; № 1 - 5, 2001.

    .Журнал Физкультура и спорт. О. В. Жбанков // Развитие прыгучести у юных баскетболистов, № 3, 1995.

    .Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 520 с, ил.

    .Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2000.

    .Зельдович Т.А. Подготовка юных баскетболистов. - М.: Физкультура и спорт, 2004.

    .Зинин А.В. Детский баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 183 с, ил .

    19.Зимкин Н.В. Физиология человека. - М.: Физкультура и спорт, 2004.

    20.Колос В.М. Баскетбол: теория и практика. - Минск: «Полымя», 1999. - 167 с.

    .Коузи Б., Пауэр Ф. Баскетбол: концепция и анализ. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 272 с.

    22.Корженевский А.Н., Квашук П.В. Особенности адаптаций детей к физическим нагрузкам // Теория и практика физической культуры. - 1993. - №5 - 6. - с.18 - 24.

    23.Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2005.

    .Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол. - Волгоград, 2004. - 35 с.

    .Кузин В.В., Полиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения, - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 133 с.

    .Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. - Казань, 2000. - 76 с.

    27.Линберг, Ф. Баскетбол: игра и обучение. - М.: Физкультура и спорт, 2001.

    28.Лысенко В.В., Михайлина Т.М., Долгова В.А., Жиленко В.А. Практикум по спортивной метрологии/ Учебное пособие - Краснодар: КГАФК, 1997. - 179 с.

    29.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

    .Мирошникова Р.В., Потапова Н.М., Кудряшов В.А. Начальное обучение баскетболу. - Волгоград, 1994. - 35 с.

    .Никитушкин В.Г., Губа, В.П. Методы отбора в игровые виды спорта. - М., ИКА, 1998. - 288 с.

    .Обучение технике игры в баскетбол / Методические рекомендаций для студентов ИФК. сост. Ермаков В.А. - Тула 1992. - 25 с.

    .Портнов Ю.М., Костикова Л.В. Основы подготовки квалифицированных баскетболистов. - М., 2008.

    .Пинхолестер Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 36 с.

    .


    ПРИЛОЖЕНИЕ 1


    Динамика развития поля зрения у мальчиков 13-14 лет занимающихся баскетболом

    №Ф.И.О.Год рожденияРезульт. Контр. Норм.Абсолютный приростФиксация попаданийСентМартСентМарт1.Заводцов С.199313,6011,542,06-+2.Зубков Б.199412,9110,762,15++3.Гаврилов Н.199313,2611,002,26-+4.Жмакин А.199415,1012,512,59++5.Абашин Я.199411,169,132,03+-6.Кардаш Е.199415,0212,242,78-+7.Селенский М.199313,8111,192,62++8.Алексютин А.199411,4212,84-1,42+-9.Богданов И.199314,7512,582,12+-10Сорокин О.199313,769,144,62++11Гапеенко Ю.199314,7012,582,12+-12Васин О.199314,4411,283,16++13Азаров И.199415,789,815,97++14Усубов Ю.199314,3310,383,95-+t


    Приложение 2


    Оценка игровой деятельности юных баскетболистов в процессе двусторонней игры

    №Ф.И.О.Номер ИгрокаПотери мячаНесвоевр. ПередачаСвоевр. ПередачаВыбор правил. Позиции для броскаВыбор не правил. Позиц для броскаСентМартСентМартСентМартСентМартСентМарт1.Заводцов С.443746657762.Зубков Б.532528399653.Гаврилов Н.1055676966874.Абашин Я.1210210142312765.Селенский М.8727130814686.Алексютин А.7416253107767.Сорокин О.1575754656658.Гапеенко Ю.11556471248449.Васин О.1336491175421010Азаров И.94354584654


    ПРИЛОЖЕНИЕ 3


    Характеристика программы тренировочных занятий с детьми исследуемого возраста.

    Упражнения на развитие периферического поля зрения [2, 9, 10, 12]. Упражнения в ведении с последующей передачей мяча по зрительному сигналу.

    . Упражнения типа «в парах». (рис.4-а, б, в, г).

    А) (общеразвивающие упражнения - один ведет, другой выполняет общеразвивающие упражнения, затем подает сигнал и ему следует передача).



    б) (занимающиеся разбиваются в четыре колонны и выполняют общеразвивающие упражнения, два игрока ведут мяч, один из занимающихся 1-ой или 2-ой колонны подает сигнал, ему следует же сразу передача, ведущие мяч должны смотреть на всех, выполняющих упражнения. Упражнения выполняются с двумя, тремя и затем с четырьмя мячами).

    В) (Игрок ведёт мяч, смотрит на кольцо и на своего партнёра, как только игрок 2 войдет в зону, ему следует передача).



    г) (Игрок I ведёт мяч, смотрит на кольцо, выполняет бросок, когда игрок 2 поднимает руку).

    Упражнения выполняются в парах, на каждую пару мяч, игроки с мячом выполняют ведение без зрительного контроля, его партнёр произвольно двигается по площадке. Ведущий выполняет ему передачу по зрительному сигналу тренера, для этого он должен видеть партнёра и зрительный сигнал. 2. Упражнения типа «в тройках». (Рис.5-а, б).

    а) (3-ий игрок ведёт мяч, смотрит на щит, передает мяч игроку I или игроку 2 - кто первым поднимет руку).



    б) (Передачи мяча игроку I - он должен видеть всех троих, передаёт мяч из троих любому игроку, но не два и не три мяча сразу).

    . Упражнения «в круге». (Рис.6-а, б). а) (игрок 1 водит в кругу, защитники мешают ему выйти из круга, чтобы выйти от туда, должен видеть круг, защитников).



    б)


    (Упражнение то же, но с передачей мяча из круга с сопротивление: защитников, по зрительному сигналу стоящего за кругом).

    . Упражнение типа контрольного норматива (то, что применялось ранее).

    . Игроки находятся в колонне, затем располагаются свободно. Ведущему мяч или получившему мяч назначают номер игрока, которому он должен передать мяч (игроки сначала стоят на месте, потом двигаются в определённой площади, по всей площади, на конце бегут в отрыв, то после подбора мяча от щита). Игрок до передачи должен оценить обстановку.

    . Упражнения с атакой кольца. (Рис.7 - а).


    а) (1-ый передаёт мяч освободившемуся игроку от защитника)


    б) (Упражнение тоже, но после передач между игроками 1 и 1 а сначала на месте, затем в движении)

    . Выполняются общеразвивающие упражнения: (По зрительному сигналу догнать соседа слева или справа (по заданию). Зрительным сигналом может быть поднятая рука, мяч, действия одного игрока, действия нападающего и защитника).

    . Игроки передают мяч друг другу в парах, по зрительному сигналу тренера они должны выполнить определенное задание (убежать, перейти на ведение и т.д.)

    9. Упражнения на реализацию численного превосходства двое против одного, трое против двоих, четверо против троих.

    10. Игра на один щит размером 2x2, 3 x 3 - проход, скидка, своевременность оценки игровой обстановки, выбор правильногоспособа действия (запись и разбор). Всё это в игровой обстановке.

    Условные обозначения в схемах:

    - игрок с мячом ведение мяча

    О - игрок без мяча передача мяча

    X - защитник движение игрока


    ДОКЛАД


    Тема нашей дипломной работы:

    «Значение периферического зрения в учебно-тренировочном процессе баскетболистов в зависимости от амплуа игроков»

    Среди большого арсенала современных средств физической культуры и спорта игра в баскетбол занимает одно из ведущих направлений и пользуется большой популярностью.

    Для того чтобы добиться высоких показателей результативности, техники игры, а так же повышения мастерства - важную роль играют: деятельность мозга при игре в баскетбол, возраст и управление произвольными движениями, двигательные навыки, развитие умственной работоспособности, деятельность всех органов и систем человеческого организма. Немалобаскетбол на развитие периферического поля зрения у спортсменов. Однако объективных данных о взаимосвязи освоения технических приемов и тактического мышления с величиной поля зрения, в литературе мы не встретили, кроме упоминаний о возможности его развития у баскетболистов. Поэтому нас заинтересовал вопрос повышения квалификации баскетболистов с развитием этого качества в процессе целенаправленной тренировочной деятельности. Актуальность проблемы обуславливает необходимость проведения научных исследований в этом направлении.

    В связи с этим целью работы являлось обоснование взаимосвязи поля зрения с уровнем технико-тактической подготовленности юных баскетболистов 13-14 лет.

    Для решения поставленной цели исследования, предстояло решить следующие задачи:

    1. Определить развитие поля зрения у юных баскетболистов в 13 - 14 лет.

    2. Определить взаимосвязь поля зрения с тактическим мышлением во время игры.

    Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

    1.Анализ научно-методической литературы.

    2.Тестирование.

    .Хронометрирование.

    .Метод математической статистики.

    Исследование проводилось на базе ДЮСШ «Десна» по баскетболу г. Брянска с мальчиками 13-14 лет.

    В ходе исследования установлено, что с предложенным контрольным нормативом справились все мальчики. Средний результат по группе испытуемых до начала эксперимента составил 13,56 сек., результативность показаний зафиксирована 72%. После изменения содержания учебно-тренировочных занятий (включения в тренировку специальных упражнений) было проведено повторное педагогическое тестирование. Установлено, что средний результат контрольного норматива улучшился на 2,8 с и составил 11,06 сек.

    В результате проведенного исследования мы получили следующее:

    1.Величина поля зрения изменяется с возрастом, но незначительно (за время исследования результат контрольного норматива улучшился на 2,8 секунды; количество попаданий на 8%). Индивидуальные исходные показатели контрольного норматива, характеризующего развитие периферического зрения, выше у мальчиков посещающих секционные занятия второй и третий года тренировочных занятий баскетболом.

    2.Установлено, что существует прямая взаимосвязь качества выполнения некоторых технических приёмов и тактического мышления баскетболистов от величины периферического поля зрения (tpac>tKp). Наибольший прирост результатов отмечен у мальчиков имеющих самые низкие показатели при первичном тестировании.

    3. Установлено, что после освоения основных технических приёмов игры необходимо очень большое внимание уделять развитию поля зрения, правильной оценки обстановки, выбору наиболее, выгодной позиции.

    4. По данным исследования выявлено, что на втором году обучения, тренерам необходимо больше уделять внимание ведению мяча без зрительного контроля с последующей передачей мяча по сигналу, т.к. это дальнейшая основа тактического мышления.


    Источник: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=561450

О сайте

1avtoportal.ru