1avtoportal.ru


Гепатит с при беременности 32 недели
2 662

    Работа вахтой на курилах

    Раздел: Куклы Дата публикации: 02.06.2015, 21:20

    Время отдыха: 02.09.2011-17.09.2011

    Наконец-то свершилась моя мечта, и я побывал на Дальнем Востоке России. Ещё в школе, сидя на уроках географии или листая популярные журналы, натыкаясь на рассказы о Камчатке, Приморье, Курилах, я испытывал какой-то трепет. Слово "дальний" зачаровывало. Сама мысль о том, что я когда-нибудь побываю в этих местах казалась нелепой из-за того, что я не мог себе представить, как я туда попаду и где найду деньги на поездку. Но время шло, и путешествия стали неотъемлемой частью моей жизни. И вот он - долгожданный шанс! Возможность посетить за одну поездку Сахалин, Кунашир, Итуруп и Шикотан.
    Думая о поездке, я прежде всего представлял себе вулканы, гейзеры и горячие источники. Хотелось увидеть красочные вулканические ландшафты. Знакомые, бывавшие на Камчатке и Курилах, не раз привозили фотографии с чёрными и красными полями вулканического шлака, жёлтыми пятнами серы, пятнами зелёной травы на кочках и сине-зелёными озёрами и реками. А ещё мне хотелось увидеть живых медведей в дикой природе и идущую на нерест рыбу. Думаю, что своё я получил, но обо всём по порядку.
    Длительный авиаперелёт не показался мне утомительным. Всю дорогу показывали интересные фильмы, а потом кончилась ночь, и в иллюминатор можно было наблюдать горы Восточной Сибири и дельту Амура. Только на подлёте к Сахалину погода стала портится.
    В Южно-Сахалинске мы задержались дольше ожидаемого. На Кунашир мы должны были лететь самолётом, но тайфун, шедший с берегов Японии, прервал авиасообщение с островами, и довольно быстро мы поняли, что Кунашир мы посетим разве что проездом, когда будем плыть на Итуруп кораблём. Это был наш запасной вариант.
    Чтобы понять Южно-Сахалинск и как-то почувствовать его душу, надо взглянуть на него сверху, с высоты одной из сопок. Удобнее всего это сделать, поднявшись по канатной дороге горнолыжного курорта "Горный воздух". Дорога эта работает круглый год, кабинки новые и современные. Город раскинулся на плодородной равнине в долине между двух далеко отстоящих друг от друга горных хребтов. Низкое небо скорее всего будет затянуто облаками, и солнце будет высвечивать отдельные районы города и участки равнины жёлтыми пятнами. Сразу бросается в глаза, что город имеет чёткую прямоугольную планировку. Это было сделано японцами. Как нам рассказали, при русских здесь было лишь небольшое село Владимировка. Сейчас оно заняло бы не больше одного городского квартала. Город развился и вырос до современного размера при японцах. Именно им сахалинцы обязаны густой сетью автомобильных и железных дорог в южной части острова. Не будь периода господства японцев, Сахалин напоминал бы сейчас гораздо менее обжитую Камчатку.


    Когда спускаешься в город, можно найти и другие следы пребывания японцев. Самый яркий и значительный след, влекущий туристов - это краеведческий музей. Это красивое здание, построенное японцами для музея губернаторства Карафуто. Так они называли южную часть острова Сахалин. Сам же Южно-Сахалинск именовался Тоёхара. Возле музея стоят тяжёлые орудия, которыми русские обороняли Порт-Артур в войну с Японией 1905 года.


    Отражение в воде располагает к созерцанию.

    А это тяжёлые орудия, которые обороняли русскую крепость Порт-Артур в 1905 году в Русско-Японскую войну.

    Есть и другие следы: это тисы, растущие в парке, лестницы, ведущие к синтоистским храмам, которых уже нет, поваленные и до сих пор стоящие стеллы с иероглифами - сейчас смысл этих памятников понимают лишь сами японцы да немногочисленные профессионалы-краеведы.



    Близость островов к Японии ощущается не только в памятниках старины. Будучи в Татарстане, я поразился смешению русской и татарской культур. Однако рядом стоящие церковь и мечеть не вызывают такого удивления, какое способно вызвать смешение русского с корейским или японским. Здесь каждый знает, что такое хе и бибинбаб, в недорогой забегаловке как-то видел название блюда "ким-ча с сосисками". Бывают вывески на японский манер, много японских и корейских автомобилей. В гостиницах (которые в основном новые и отвечают всем современным требованиям) неотъемлемой частью номера является ванна (а не душ), т.к. гостиницы строились под потребности японцев. Думаю, что сами сахалинцы даже не осознают, в насколько отличной от центральной России среде они живут. Но из-за этих отличий проблемы и новости часто воспринимаются здесь совсем не так, как у нас.
    На улицах не видно привычных для жителей Москвы жителей Средней Азии, хотя сами Сахалинцы уверены, что узбеки у них есть. Я не видел ни одного, зато много корейских лиц - это потомки корейских рабочих, которых завезли на остров японцы. Обрусевшие корейцы составляют значительный процент населения Сахалина. Они принесли сюда свои традиции и кухню.
    Пару слов стоит сказать и о ней - дальневосточной кухне. Как таковой, её не существует. Это сочетание блюд трёх разных кухонь: русской, корейской и японской. От русской кухни - традиционные русские блюда, а вот морские деликатесы и блюда из рыбы готовятся в основном по корейским и японским рецептам. Поэтому будучи в Южно-Сахалинске, непременно сходите в японский или корейский ресторан. Могу порекомендовать рестораны "Нихон Митай" и "Фурусато".

    Наша группа ужинает в ресторане "Пиратос".
    Гулять по Южно-Сахалинску не то, чтоб очень интересно. Хороши лишь центральные улочки с ресторанами и магазинами. Остальной же город сер и застроен безликими пятиэтажками. Иногда попадаются забавные вывески.


    Ночью можно прогуляться по улице Ленина, которая единственная в городе не только освещена, но и красиво подсвечена.

    Памятник погибшим во второй мировой войне в Южно-Сахаинске необычен. Памятник поставлен не только солдатам, но и морякам, павшим за освобождение Родины. На Сахалине торжества проходят не только на 9 мая - День Победы, но и 2 сентября - день окончания Второй Мировой войны, когда капитулировала Япония. 9 мая и 2 сентября отмечают одинаково торжественно - с парадом.

    Что посмотреть на Сахалине? Конечно же, мыс Великан! Это место силы притягивает к себе многих, и каждый видит его разным. Нам выпала редкая удача - безоблачное синее небо. Было очень тепло - сентябрь в приморье месяц летний, и мы искупались и позагорали. Пикник с ухой из красной рыбы и икрой-пятиминуткой был по-моему лучшим на нашем туре.






    В близлежащий ручей заходила на нерест рыба. Вот оно где - буйство живой природы! National Geografik и BBC отдыхают! Отныне я видел это всё своими глазами! И даже смог подержать в руках!


    Это не постановочный кадр. Рыба заходит в такие неглубокие ручьи. Спинки торчат из воды.
    Но таких солнечных дней у нас было немного. В основном нас преследовали дожди и туманы. Небо на Сахалине очень низкое. Но фотографам-профессионалам туман даже на руку: можно сделать красивые "дымчатые" снимки. Расстояние скрадывается, звуки теряются в шуме ветра и волн, и ты начинаешь себя ощущать на другой планете.





    Хоть мне и говорили, что сентябрь на Сахалине тёплый, пока сам не приехал - поверить не мог. На улице дождь, низкая облачность, кажется холод собачий - выходишь, и понимаешь, что воздух тёплый и можно не кутаться. Разница дневных и ночных температур почти не ощутима. Если тепло днём, то и ночью также. 18 сентября, когда мы уезжали, было около 20 градусов и ни одного жёлтого листа на деревьях. Сезоны года наступают на Сахалине и Курилах на месяц позже, чем в Москве. Лето - июль, август, сентябрь.
    Есть места, где можно увидеть настоящие джунгли!



    В окрестностях Южно-Сахалинска есть небольшой посёлок Весточка. Посёлок интересен своей экологической тропой к скале Лягушка. Здесь можно познавать окружающую природу и отдыхать всей семьёй. Тропа оборудована щитами, на которых встреченные туристами животные, растения, реки и горы приветствуют их и рассказывают о себе от первого лица. Это выглядит очень интересно, многие останавливаются и читают полезную информацию. Из-за такого "не скучного", сделанного с любовью оформления тропы, щиты не только читают, но и не портят.

    После окончания программы на Сахалине (мы посетили скалу Лягушка, бухту Тихая и мыс Великан, до отвала наелись крабов и креветки) пришло время собственно Курильских островов. Это было моё первое путешествие по морю. Корабль вместо того, чтобы идти на Итуруп, пошёл сначала на Кунашир, и вместо одной ночи на борту нас ждало две. Зато мы одним глазком увидели Кунашир и Шикотан и пообщались с пассажирами, которые рассказывали нам о жизни на островах.

    Вулкан Тятя


    В атмосфере, царившей на корабле, было что-то от атмосферы Северных рассказов Джека Лондона. Работяги ехали на сезонную работу на расположенные на островах рыбзаводы. Их разговоры, манера держаться выдавали людей другой реальности, мира, где действуют другие законы и правила. Временами находиться среди них было неуютно: что называется, "смотрят".
    Пассажиры с интересом слушали рассказы о цели нашего визита, удивлялись, зачем оно нам, ведь большинство хочет уехать в отпуск в тёплые края! Живя на островах, они замечают, что туристов у них становится год от года всё больше, но причины этого понять не в силах. Ну что, скажите, тянет людей сюда?
    А между тем, в этих местах буквально всё препятствует путешественнику. Чтобы попасть на острова, нужно оформить пропуск в погранзону. Купить билет на теплоход не просто - в сезон много желающих уехать, приоритет отдают сотрудникам Гидростроя - предприятий на Курилах - и местным жителям. Туристам билеты продают в последнюю очередь. Особенно тяжело уехать с островов обратно. Билета туда-обратно не существует. Многие самостоятельные путешественники из-за этого вообще не попадают на Курилы, или не могут уехать оттуда неделями. Транспортные коллапсы возникают в тех местах с завидной регулярностью. Своими глазами видел авиарейс на Итуруп, отложенный на 20 дней. Всё из-за того, что аэропорт там строился для взлёта лётчиков-камикадзе в месте, где постоянно стоят туманы. Камикадзе садится не надо, а взлететь и в туман можно. Главная задача была замаскировать аэродром. На Итурупе уже давно строят новый аэропорт, но когда его откроют неведомо. На островах любой проект осуществляется долго и дорого. Пассажирские перевозки с Сахалина на острова в настоящее время осуществляет лишь 1 теплоход - "Игорь Фархутдинов". Оттого на островах цены на товары выше, чем в Мокве, а прилавки в магазинах полупустые. Чем-то это напоминает 90-е. Туристов стараются перевозить именно теплоходом. Его движение не так сильно зависит от погоды, как самолёт, хотя кому-то морское путешествие может показаться утомительным.

    Долгожданный миг: наш теплоход стоит на рейде Курильска. Людей перевозят на берег плашкоутом по 11 человек, и мы долго ждём, когда придёт наша очередь сойти на берег. Иначе высадиться не получается - на Итурупе и Кунашире нет пирсов к которым могло бы причалить такое большое судно, как "Игорь Фархутдинов". Кажется, что плашкоут судно не маленькое, но даже небольшое волнение начинает мотать его во все стороны и он бьётся о борт "Фархутдинова". При штормовой погоде бывает так, что высадку пассажиров отменяют, и ещё неделю они бороздят море, пока не уймётся шторм. Теплоход должен придерживаться расписания. Однако, вероятность попасть в шторм летом мала. В основном шторма случаются весной и осенью - с конца сентября, после окончания туристического сезона.

    Что-что, а гостей на Курилах принимать умеют! Как только мы ступили на "остров свободы", мы встретились с Римой Витальевной. Это потрясающая женщина, способная найти подход к любому человеку: и начитанного интеллектуала поразить знанием островов, и здорового амбала на место поставить. С ней было очень интересно общаться. Её заботами, а также повара Светланы, мы ели много и вкусно, а лагерь был обустроен по-королевски: с палаткой-столовой, электричеством, биотуалетом и прочей "цивилизацией". С высадки на Итурупе начались наши самые интересные приключения.

    Перво-наперво мы посетили склоны вулкана Баранского. Всё здесь напоминает Камчатку: кислотные горячие ручьи и озёра, облака пара, грязевые котлы и густые заросли бамбука.





    почти долина Гейзеров

    озеро кипящей кислоты


    Бамбук мне очень понравился. Его присутствие создавало ощущение нахождения в какой-то экзотической азиатской стране.
    Конечной целью нашей поездки на вулкан стали горячие источники. Горячая кислая вода, текущая со склонов вулкана Баранского собирается в рукотворных бассейнах, в которых очень приятно расслабится. А потом можно пойти встать под самый настоящий горячий водопад. Такого даже на Камчатке нет! Только надо беречь глаза: вода в водопаде кислая, при попадании щипет глаза, а промыть нечем. Такая вода очень полезна для лечения кожных заболеваний.



    Вид долины горячего ручья.
    Закаты на Итурупе своеобразны:

    Второй день на острове был совсем не похож на первый. Опустилась низкая облачность, но волнение на море было слабым, и мы поехали в бухту Консервная. Японцы никогда не жили на Курилах круглый год. В бухте Консервная стоял их консервный завод и сезонное поселение. Жили рыбаки, коптили рыбу, прятались от цунами в ещё сохранившихся до наших дней бетонных бункерах. Сейчас об их присутствии напоминают странные агрегаты в зарослях бамбука.


    Мы прошлись вдоль берега бухты и осмотрели корпус выброшенного на берег корабля. Море здесь часто штормит и выбрасывает на берег суда. Иногда очень далеко вглубь острова.


    Нам рассказали, что в прошлом году группа туристов подплыла на лодке к судну, поднялась на борт и нашла судовой журнал. Некоторые записи можно было различить.
    Пока мы гуляли с Римой Витальевной, наши инструктора приготовили нам красную рыбу, запечённую на углях в лопухе (белокопытнике). Снова была икра, алкоголь и чай. Каждый раз на выездах рыбу умудрялись готовить по-разному - видимо, у каждого рыбака здесь свой рецепт. И каждый раз я находил в ней новые оттенки вкуса.
    Рыбаки в Рейдово в бухте Оля.

    Вечером в лагере мы долго сидели в большой палатке-столовой и обсуждали прошедший день. Стоило выйти на улицу, и тебя обволакивал недвижимый тёплый влажный воздух. Свет луны высвечивал высокий конус вулкана Богдан Хмельницкий. Было очень красиво.

    Вулкан Богдан Хмельницкий.
    Хочется сказать несколько слов о людях Курильских островов. Большинство населения островов не родились тут, а приехали на заработки или по распределению института уже в зрелом возрасте. В основном они родом из городов Сибири, есть и из центральной России. Почти все, с кем я общался, имели высшее образование и были очень интересными собеседниками.
    Жители островов очень любят рассказывать приезжим всякие необычные истории, свидетелями которых они были или слышали о них от знакомых. Часто не сразу можно понять, правда это или вымысел? Так мы услышали сказку о медведе, который ехал по городу на мотоцикле, о том, как сгорел дом через 2 дома от части пожарной охраны и о том, как весело было разгружать быка с корабля на остров (напомню, корабль к пирсу обычно не подходит). Думаю, за предстоящую зиму на Итурупе ещё много чего произойдёт, и будущие путешественники пополнят архив новыми интересными историями.
    Конечно, приживаются не все. Говорят, что особенно тяжело приезжим в первую зиму. Пойти тут некуда, и люди, привыкшие к жизни в городах, начинают "сходить с ума".
    Нам очень повезло с гидом. Дима служил на островах, знал много интересных историй из жизни и фактов об островах, а самое главное, всегда заражал нас своей энергией, хорошим настроением и оптимизмом. Думаю, лучшего гида и пожелать нельзя!
    Островитяне, принимающие туристов, отличаются гостеприимством и любовью к островам. Это сразу чувствуешь, и одно это ощущение гостеприимства стоит того, чтобы проделать длительный путь на край света. К сожалению, оно почти полностью отсутствует на популярных российских курортах, где ты просто "клиент", который должен потратить побольше денег.

    На третий день пребывания на Итурупе мы поехали в северную часть острова на озеро Сопочное. Нам рассказали, что когда-то Итуруп был не одним островом, как сейчас, а группой островов. Перешейки между ними образовались гораздо позже то ли вследствие падения уровня мирового океана, то ли из-за поднятия дна океана вследствие вулканических процессов. Сегодня мы должны были проехать по одному из таких перешейков, называемых ветровым. Как правило, там дует сильный ветер и погода сильно отличается от погоды в Курильске. Но нам повезло: всю дорогу светило солнце и дул ласковый ветерок. Мы ехали в кузове огромного автомобиля ГАЗ (предыдущие дни нас возили на японских джипах) и наблюдали, как меняется ландшафт. По мере удаления от посёлка Рейдово песок под колёсами становился всё белее.

    И, наконец, стал совсем белым!

    Отсутствие людей и мусора придавало пейзажу сюрреалистичность. Дорога кончилась, и мы поехали прямо по пляжу.

    Если отойти подальше, можно было ощутить себя одиноким путником на другой планете.

    А потом начались они - белые скалы. Они сложены из рыхлой белой пемзы. Вода и ветер вытачивают в них причудливые ущелья.


    Конечно, нам повезло с погодой! Смотреть белые скалы нужно при солнечном свете. На побережье близ скал тоже очень красиво. Вода, камни, песок и кусочки дерева создают причудливые картины. В море мы увидели нерпу, а на песке - медведжьи следы.




    На берегах Итурупа то и дело встречаются береговые батареи, орудийные башни, поставленные в окопы танки. Когда-то острова сильно укрепляли, но в начале 90-х военное хозяйство забросили. Часть орудий законсервировали, стволы развернули вглубь острова. Часть танков уже попилили на металлолом. Что-то успели вывезти. Вот такие "сбивающие спутники" башни можно увидеть на пути к озеру Сопочному. Это работа ветра и моря.


    Ещё одна остановка у водопада Девичьи косы, и мы на ныне заброшенном аэродроме, с которого японцы бомбили Перл-Харбор. Недалеко от этого места мы видели убегающего от нас медведя. К сожалению, не успел его сфотографировать.


    На горизонте мы видели белые дымы над конусом вулкана Кудрявый. А потом показалось озеро - как на открытке!


    Вскоре мы приехали в очень красивую бухту с останцами "4 брата", выступающими из воды. Их ещё называют кеккурами.


    Берега бухт на Итурупе необычайно красивы.


    В этот раз инструктора приготовили нам шашлык из палтуса. Время пролетело незаметно, и на пути к лагерю мы наблюдали восход по-южному большой луны.
    На утро мы поехали к бухте Касатка - большой бухте на Тихоокеанском побережье острова, где когда-то укрылся весь флот японского адмирала Ямамото перед ударом по Перл-Харбору. По пути мы увидели стоящие в окопах законсервированные танки и целое поле разбитых истребителей МИГ с изменяемой геометрией крыла.






    Какая-то воинская часть готовится к выводу.


    А рядом старая японская пагода.


    В самой бухте Касатка интересна система гротов в прибрежных мысах. По ним можно переходить из одной части бухты в другую. К сожалению, самые большие подземные залы засыпаны. Когда-то они служили японцам для госпиталя и складов. Высеченные в скалах убежища были практически неприступны для противника. Кое-где система замаскированных ДОТов усиливала оборону.


    Побережье бухты Касатка.

    В одной из маленьких бухт.


    ДОТ


    После осмотра гротов и пикника мы совершили сафари на джипах вдоль берега океана...


    ...увидели самую большую реку на Итурупе - Куйбышевку...

    ...посетили магазин, где закупили красную икру (1000 руб. за 1 кг) и поехали на красиво оформленные горячие источники, называемые здесь "ванночки". Можно лежать в горячей ванне и любоваться океаном.


    А можно лежать в ванне под крышей.


    Вечером был прощальный ужин. Много ели, пили, говорили. Не хотелось уезжать отсюда. Казалось, на островах ещё столько всего можно посмотреть! И погода нас радовала: на утро, в день отъезда, снова светило солнце! Бросив последний взгляд на порт и на вулкан Богдан Хмельницкий, мы стали ждать очереди на плашкоут, чтобы сесть на корабль.

    К моему удивлению, порт практически никак не охранялся. К причалу могут подойти все желающие. Билеты продают в обычной будочке, да и сами билеты не блещут современными средствами защиты. Напечатаны на простой бумаге с надписями от руки. Когда сюда доберутся электронные системы бронирования - неведомо. В этот день желающих уехать с Итурупа было много. На удивление места хватило всем. 3 дня стояла солнечная погода, и многие улетели самолётом. Но наш путь лежал на корабль.
    У меня почему-то нет ни одной фотографии надписей "Добро пожаловать на Курилы!" и "Курилы - земля русская", которыми украшены порты Курильска и Рейдово. Но именно они встречают и провожают путешественников. Нам приятно, но говорят, что сделаны они для японцев.
    К Японии тут отношение особое. Говорят, в 90-х острова чуть им не отдали, но ушёл Ельцин, и острова остались за Россией. В те времена сюда много кого понаехало: многим хотелось в один прекрасный день проснуться гражданином Японии. Но этого не случилось, и большая часть приехавших уехала восвояси. Жителям Курил не нужна виза в Японию ("Зачем виза тем, кто прописан на японской земле?" - логика японцев.). Периодически сюда приплывают "корабли мира" с японскими туристами на борту и увозят курильчан в Японию. Там им оплачивают проживание и экскурсионную программу. Многие пользуются такими поездками для покупки необходимых в домашнем хозяйстве вещей. И вы думаете, на эти корабли выстраивается очередь? Рима Витальевна говорила, что свободные места на такой корабль есть почти всегда. Многим людям в Японии ничего не надо, и вообще Японией тут никого не удивишь. С Кунашира японский берег видно как свой. И всё же причину недогруженности "кораблей мира" русскими я понял не вполне. Видимо, нужно пожить какое-то время на островах, чтобы лучше понять местное население.
    Зимой климат здесь довольно суровый, изматывающий сильными ветрами и метелями. Жители острова говорят, что приезжим первую зиму очень тяжело от того, что некуда пойти. От тоски можно лезть на стену. Продукты на остров доставляет единственный корабль, и когда он не может причалить из-за шторма длительное время, полки магазинов стремительно пустеют. Если с кораблём что-то случится, на островах может случится катастрофа. Свежее мясо и овощи стоят очень дорого из-за того, что мало у кого есть контейнер-рефрижератор. Да и обычный трёхтонный контейнер драгоценность, в большом дефиците.
    Я сделал лишь несколько фотографий Курильска, его не заасфальтированных улиц с разноцветными домиками.


    На этой фотографии видно дефицитный трёхтонный контейнер.

    Сложно представить, каково им там жить короткими зимними днями и долгими вечерами, когда на улице пурга наметает двухметровые сугробы за одну ночь.
    Отпуск у курильчан "северный" - 62 дня в год. Но не многие уезжают куда-либо на 2 месяца. Да и уехать в сезон отсюда сложно. Осенью или весной в период долгих штормов есть шанс никуда не уехать, даже если отпуск будет подписан.
    На острове у многих есть автомобиль. В основном это японские полноприводные внедорожники. Однако на острове нет ни одной АЗС и ни одной асфальтовой дороги - только грунтовки. Горючим с населением "делится" армия во время учений. Некоторые заказывают бочки с топливом с материка.
    Здесь все знают, что лов рыбы с икрой запрещён, но все ловят и все знают, кто браконьер и иногда браконьерят сами. Вопрос лишь в том, кто кого быстрее поймает и когда.
    На обратном пути я думал о том, что забыл бросить монетку, чтобы вернуться сюда, ел последние порции креветок и краба. Стояли с Димой на корме корабля чуть ли не до часу ночи, говорили о том о сём. Конечно, здорово было бы вернуться в эти края, вот только получится ли, и когда?

    В завершение хочется выразить благодарность Шматок Оксане и Дмитрию Осипову за замечательное путешествие.
    Всем сомневающимся хочу сказать, что эти места стоят того, чтобы их посетить. Тур физически не сложный, достаточно комфортный, а места, которые Вы увидите, видит не более 150 туристов в год. Курилы немного похожи на Камчатку, но тут теплее, больше моря и нет физически трудных восхождений на вулканы. Однако фон из вулканов на горизонте будет сопровождать Вас повсюду. А ещё вас накормят морепродуктами на год вперёд.
    Туры на Курилы стоят около 50 000 руб. за 11 дней с включённым питанием и экскурсионной программой, авиаперелёт 20-30 000 руб. Таким образом, бюджет поездки начинается примерно от 75 000 - 80 000 руб.

    Видео:

    Число просмотров: 18653 | Занесен в Избранное: 1 раз


    Источник: http://www.otzyv.ru/read.php?id=133260

О сайте

1avtoportal.ru