1avtoportal.ru


Парафин лечение артроз
5 1606

    При втягивании ануса болит копчик

    Раздел: Самозащита Дата публикации: 28.11.2015, 13:22

    «В поучении других необходима точность». В преподавании тайцзицюань главная цель – это позволить ученику освоить движения правильно и точно. Одной из основной задач в этом является разъяснения правильности положения каждой части тела. В настоящее время у нас в стране существует очень много направлений тайцзицюань, которые отличаются не только внешним видом, но и требованиями к точности. Некоторые делают акцент на «подбирании ягодиц», некоторые на «выпирании ягодиц», некоторые настаивают на «растягивании спины», некоторые решительно против «растягивания спины». Более того, практикующие тайцзицюань, последователи стиля Чэнь также неодинаковы в требованиях. Некоторые делают акцент на такие моменты, как «глаза смотрят на свои кисти, глаза следуют вращению рук», другие настаивают, что «глаза смотрят в сторону противника» или говорят, что «смотреть на противника – это главное, но нужно видеть и слева и справа». Некоторые говорят, что «поясница должна быть собрана», другие, что «поясница и раскрывается и сжимается, грудь растягивается – спина сжимается, спина растягивается – грудь втягивается». Мои скромные замечания, основанные на наставлениях учителя Чэнь Чжаокуя относительно точного положения всех частей тела в тайцзицюань стиля Чэнь, приводим ниже с надеждой, что единомышленники будут использовать их в справочных целях.

    1. Стопы

    1. Стопы – это основание человеческого тела. У Чэнь Синя сказано: «Тысяча изменений, десять тысяч превращений от моих движений, снизу две стопы стоят корнями». Стопы – это корень тела и верхушка нижних конечностей, стопы несут функцию устойчивости человеческого тела; они – это часть тела, которая использует силу отражения земли для образования силы всего тела. Поэтому во время практики тайцзицюань стиля Чэнь нужно поминутно обращать внимание на требование «пальцы ног захватывают землю, точка юнцюань содержит пустоту». Пять пальцев ног и пятка давят на землю, точка юнцюань пустая, образуя спереди и сзади стопы полное, а в центре пустое, это позволяет увеличить эластичную силу всего тела и тренирует оптимальное положение «стопа–лук».
    2. «Одно сдвинулось – нет ничего, что бы не двигалось» - это одна из характерных особенностей движений в тайцзицюань. Однако во время практики тайцзицюань стопа должна стоять плотно и не допускается ее непроизвольные движения, пальцы обязательно захватывают землю, нельзя отрывать от земли подошву стопы или пятку (болезни «питаться ветром» и «расшатывание корней»). Вместе с тем не допускается и трущее вращение по земле подошвы стопы или пятки (болезнь «крутить сверло»). Обычно говорят: «Кручение сверлом расшатывает корни, передача не истинная». Впрочем целью захватывания пальцами ног земли является тренировкой подвижности пястных суставов стопы и голеностопного сустава, а неподвижность и движение это тоже единство противоположностей.
    3. В момент, когда стопа плотно на полу и разворачивается наружу или закрывает внутрь, следует сделать осью вращения пятку, а подошва касается земли и поворачивается наружу или внутрь, поднимать носок стопы запрещается. Когда подошва является осью вращения, пятка скользит по земле и разворачивается наружу или внутрь (когда носок стопы касается земли, как в положении сюйбу, то это не касается приведенного примера). Угол поворота стопы внутрь определяется высотой позиций и углом поворота корпуса.
    4. В момент подъема стопы вверх сначала раскрепощается куа и обваливается поясница, стабилизируется центр тяжести, сгибается колено, раскрепощается голеностопный сустав, поднимается стопа, затем делается шаг. Когда выполняется шаг со скручиванием в фазе ни – то большой палей ноги ведущий, носок стопы поднят внутрь вверх, подошва стопы поднята, внутренняя сторона пятки сначала касается пола, чуть-чуть давит вперед. Когда выполняется шаг со скручиванием в фазе шунь, то мизинец стопы ведущий, наружная сторона пятки сначала ставится на землю. Когда делается шаг назад со скручиванием в фазе ни – то сначала носок стопы касается земли (или скользит), потом пятка прижимается к полу, останавливается и стопа прижимается к полу.
    5. Когда стопа шагает вперед, обычно это делается легко и живо, как будто меряется глубина омута, словно ступают по тонкому льду, продвигаются вперед как кошка. Когда стопа шагает вперед до того, как корпус и центр тяжести еще не двигаются, ногу можно было подтянуть назад. В момент шага назад нужно погрузиться вниз, сделать прижимание стопы с выбросом силы, поэтому говорится: «продвигаться вперед легко и мягко, отступать назад стабильно с погружением».
    6. Стопы стоят на земле под углом друг к другу. Когда левая стопа стоит носком наружу, правая стопа стоит носком внутрь (кроме положения мабу); так формируется диагональное положение стоп, стремящееся к параллельному. Вместе с этим, стопы нельзя ставить по прямой линии, стопы должны стоять как при езде верхом – одна спереди другая сзади.
    7. Когда вес тела переходит с одной стопы на другую, центр тяжести переходит влево или вправо, в большинстве случаев между ними соотношение на 40 и 60, также есть соотношение 30 и 70, 20 и 80. Практикуя форму, при переходах от пустого к полному, всегда нужно помнить две вещи: во-первых, пустой и полный центр тяжести; на которой ноге больше веса – полная, другая нога – пустая; во-вторых, пустое и полное при выбросах силы; нога, от которой начинается выброс силы – полная, другая нога – пустая. При выбросе силы нога, на которой больше веса – пустая.
    8. Голеностопный сустав, соединяющий голень и стопу, – это очень важный сустав. При ударах коленом голеностопный сустав должен быть расслаблен, стопа свободно свисает вниз. При давящих ударах ногой и при чжэньцзяо голеностопный сустав нужно собрать. Расслабление и концентрация это единство противоположностей.

    9. Чжэньцзяо. В момент чжэньцзяо нужно ударять всей поверхностью стопы, собирая в одно целое сознание – и, энергию – ци, силу – ли. Нельзя бить пяткой или носком стопы, не следует бить резко и сильно по асфальту или бетону – травмируете стопу. Учитель Чэнь часто повторял: «Можно делать или не делать чжэньцзяо, если не делать, то все равно нужно доводить сознание, энергию и силу до стопы, так осуществляется цельность цзинь».
    10. Когда при сюйбу стопа стоит на носке, то чем выше позиция, тем пятка ближе к земле; чем ниже – тем пятка выше.

    2. Колени

    1. Коленный сустав в движениях тайцзицюань имеет особое значение. Колени всегда держатся согнутыми. Когда колено согнуто, его проекция не должна выходить за носок (кроме положения пубу). В передаваемой учителем Чэнем форме в низких позициях требования еще более жесткие. Выполнять форму нужно так, будто сидя на маленькой скамейке, бедро держится параллельно полу (однако угол между голенью и бедром не должен быть меньше 90 градусов), к тому же при переносах центра тяжести, пах движется по нижней дуге, поддерживающая сила колена соответственно увеличивается. Вследствие чего нужно, чтобы у человека, практикующего таким образом, была хорошая базовая подготовка. Постоянная практика «стояния столбом» и практика формы в низких позициях прекрасно тренирует силу коленных суставов и мышцы ног.
    2. Для сохранности коленных суставов и их тренировки, перед тренировкой необходимо размять колени вращениями в стороны, подготовить ноги приседаниями, растягиваниями и махами наружу и внутрь. Разминка ног и поясницы обычно производится во время первого исполнения формы.
    3. Когда нога шагает и скручивается в фазе шунь, колено раскрывается наружу, когда шаг фиксируется – закрывает внутрь. Когда нога шагает и скручивается в фазе ни и фиксируется, колено также закрывает внутрь, реализуется требование «колени постоянно закрывают внутрь, стопы постоянно закрывают внутрь», сохраняется идея раскрытия бедер и запирания паха, содержания раскрытия в сжатии. Вместе с этим колени закрывают внутрь, а внутренняя поверхность бедер стремится назад наружу, округляя паховую область; это «содержание сжатия в раскрытии».
    4. При подъеме колена предполагается удар коленом противника. При подъеме колено обычно нужно стягивать внутрь (кроме махов ноги наружу), стопа свободно свисает вниз (при понимании колена не следует натягивать подъем стопы или загибать носок вверх, это рассеивает силу удара коленом, будет только топчущий удар стопой вниз; при прямых и давящих ударах ногой точка силы смещается в стопу). Среди ударов коленом есть прямой, восходящий, закрывающий, давящий коленом и др.
    5. В момент выполнения шага гунбу стоящая сзади нога не должна выпрямляться в колене, но и не должна проваливаться, в точке вэйчжун (центр колена) должно быть ощущение небольшого распирания. Нужно обращать внимание на стягивание колен и округление паха, в гунбу бедро и колено стоящей сзади ноги одинаково скручиваются внутрь (например, если в последнем положении позы «прикрыться кистью, рука – кистень» при фали, стоящая сзади нога закручивается внутрь, то это усиливает удар правого кулака). Кроме метода «давящего колена», колено стоящей сзади ноги не должно выпрямляться вниз; так сохраняется упругость ног.
    6. В положении на одной ноге колено сильно поднимается вверх, можно поднимать вплоть до солнечного сплетения. В положении с поднятым коленом раскрепощаются куа, втягивается анус, втягивается живот, делается вдох; это хорошо тренирует силу и упругость ног.

    3. Бедра

    1. Когда ноги стоят вертикально, во внутренних поверхностях бедер имеется ощущение растягивания назад наружу, на передних поверхностях бедер имеется ощущение стягивания внутрь, в целом формируется ощущение скручивания, что также является симметричным усилием раскрытия–сжатия.
    2. При шаге вперед (или назад) со скручиванием в фазе ни ведет большой палец ноги, усилие (цзинь) движется от большого пальца ноги, идет вниз, внутрь, затем к наружной части стопы, переворачивается и поднимается вверх, голеностопный сустав скручивается, потом идет вдоль внутренней стороны голени, скручивается вверх и проникает в колено, затем идет по внутренней поверхности бедра и скручивается, отсюда формируется в мышцах бедра и переворачивается наружу назад, от колена направляется внутрь, доходит до внутренней стороны основания бедра, проникает в точку хуэйинь.
    3. При скручивании бедра в фазе шунь все происходит ровно наоборот, как в вышеописанном примере. Мизинец стопы ведет снизу до верху; сначала идет скручивание наружу, доходит до основания бедра, снизу сзади вновь переворачивается вперед вверх, после проникает в точку хуэйинь.
    4. Скручивание в фазе шунь и в фазе ни отличается выходящим цзинь и входящим цзинь. Обычно выходящий цзинь идет сверху вниз по трем янским меридианам ноги, входящий цзинь идет снизу вверх по трем иньским меридианам ноги.
    5. Ноги могут скручиваться в фазах одна шунь другая ни, могут обе шунь обе ни. Некоторые утверждают, что ноги скручиваются только одна шунь другая ни, и не скручиваются обе шунь обе ни, иначе легко наклониться вперед или назад. Учитель Чэнь Чжаокуй говорил, не нужно абсолютизировать, иногда есть движения с двойным шунь и с двойным ни. Например, в позиции «отступить назад, скрутить руки» в переходных движениях обе ноги раскрываются и закрываются; это двойное скручивание в фазах шунь и ни.
    6. При стоянии на одной ноге нужно обращать внимание на добротное подпирающее усилие, втягивание живота, вдохе, раскрепощении куа, втягивании ануса, захватывание пальцами ног земли; это обеспечит стабильность центра тяжести.

    4. Паховая область, куа, ягодичные мышцы, крестец

    1. Внутренняя поверхность основания бедра (область точки хуэйинь) – это паховая область; практикуя тайцзицюань необходимо держать область паха округлой. В две стороны от точки хуэйинь находятся тазовые кости, в просторечии «куа». Куа следует раскрепощать. Мышцы позади тазовой кости называются ягодичными, ягодичные мышцы следует свободно погружать вниз. Область паха и куа должны быть подтянуты и свободно раскрепощены, это место является ключевым в движении внутренней силы; говорится: «поясница – пах – колени – это механизм выброса силы в тайцзицюань».
    2. Изменения паха и куа – это предпосылка движений по сферическим спиралям; они движутся по горизонтальной -образной траектории. Скручивания вверх и вниз от правого и левого основания бедра, перевороты наружу и внутрь, входящий и выходящий цзинь пересекаются в области точки хуэйинь. Внешне это проявляется в выступании левой ягодичной мышцы и погружении правой или погружении левой и выступании правой ягодичной мышцы. Ягодичные мышцы выступают и погружаются по сферической спирали, нельзя вилять в стороны, нельзя оттопыривать назад.
    Раскрепощение куа, в практике тайцзицюань это ключевой момент. Куа это ось движений человеческого тела вверх и вниз. Смена пустого и полного в нижних конечностях, легкость и тяжесть верхних конечностей, растягивание вверх и вниз, согласованность верха и низа, все должно проходить через раскрепощение куа, через спиральные вращательные изменения поясницы и становятся цельными.
    3. Пах постоянно нужно держать округлым. Округлое состояние паховой области позволяет раскрепостить и раскрыть обе куа, ощущать чувство поддержки наружу назад внутренних поверхностей бедер. В шагах, не важно больших или маленьких, нужно держать пах округлым, избегать «острого» паха». «Колени постоянно стремятся внутрь, стопы постоянно закрывают внутрь», одна из целей этого требования – округление паховой области. В паху есть раскрытие, есть сжатие (сжатие паха еще называют «закрытие паха», раскрытие и закрытие паха еще называют «регуляция паха»), однако, неважно пах сжимается или раскрывается, его всегда нужно держать округлым.
    4. В момент смещения центра тяжести пах идет по нижней дуге, идти «по дну казана»; это важнейший пункт в сохранении равновесия тела при переносе центра тяжести. Однако пах не нужно опускать ниже линии колен (кроме положения пубу), иначе возникает болезнь «качающийся пах».
    5. Область крестца также должна быть раскрепощенной, крестец свободно погружается вниз. Крестец, следуя движениям поясницы, постоянно чуть-чуть раскачивается, словно руль у лодки. Обычно при вдохе ощущается небольшое движение копчика внутрь вверх, что позволяет изначальной ци подняться из хуэйинь в точку минмэнь, затем свободно подняться вверх и пройти в меридиан думай. При выдохе копчик едва расслабляется и опускается вниз, что позволяет погрузить изначальную ци в нижний даньтянь и перейти в меридиан жэньмай.
    6. Во время практики тайцзицюань нужно обращать внимание на ощущение взаимосвязи точек хуэйинь и байхуэй. Их нужно стягивать друг с другом для взаимосвязи верха и низа, для сохранения вертикального положения тела и растягивать вверх и вниз, чтобы было подпирающее усилие вверх и раскрепощенное погружение паха вниз, вследствие чего движения всего тела будут легкими и проворными, и в то же время устойчивыми, что также полезно для позвоночника.

    5. Поясница и низ живота (даньтянь)
    1. Движения в области поясницы чрезвычайно важны. Это место является осью всех движений в тайцзицюань, а также ядром внутренней силы тайцзицюань. В «Суждениях о кулачном искусстве» говорится: «Все важное происходит от изменений в груди и поясницы». Если рассматривать с точки зрения боевых применений, то поясница – это ось вращения силы всего тела. Учитель часто повторял: «Выброс силы должен управляться поясницей, согласоваться и вестись даньтянем»; «Поясница неподвижна, кисти не выбрасывают; внутри неподвижно, снаружи не выпускается».
    2. Требование «Поясница неподвижна, кисти не выбрасывают» относится и к большим и к малым движениям в форме. Не важно, большое движение или маленькое, оно всегда начинается от поясницы. Это отличает движения тайцзицюань от движений в повседневной жизни. Например, когда мы тянемся за чашкой чая на столе, можно не использовать поясницу и просто выпрямить руку. А в движениях тайцзицюань не так; даже очень маленькие движения нужно начинать с движения поясницы, от поясницы к спине, к плечу, к руке, к кисти, обратное движение также тянется поясницей, притом все возвратно-поступательные движения идут по спиральной силе, не шунь так ни. Это одна из отличительных особенностей движений тайцзицюань, «одно сдвинулось, нет ничего, чтобы не двигалось», «все тело – одна семья».
    3. В пояснице должно быть ощущение растягивания вверх и вниз, на 40% подъема вверх и на 60% погружения вниз. Растягивание вверх – это подпирающее усилие, погружение вниз это обрушивание поясницы и опускание куа. Чэнь Синь писал: «Поясница – это ключ верха и низа тела, от поясницы верхняя ци стремится вверх, от поясницы нижняя ци стремится вниз, как горная тропа идет вверх и вниз, проходит насквозь и не прерывается», а также: «Сила поясницы пронизывает и уходит вниз, связывает прочно». «Поясница – это ось вращения тела; нельзя, чтобы она была слабой, нельзя, чтобы она была жесткой, сгибается в его центре и связывает вместе». «Сила поясницы не уходит вниз – невозможно погрузить ци в даньтянь, ци не втягивается в даньтянь, теряется в точках чжунцзи и хуэйинь и всплывает, отсюда грудь закупоривает и переполняет отработанная ци, сзади на спине таодао , шэньчжу , линтай , все закупориваются и заполняются отработанной ци».
    4. Спереди и ниже поясницы находится даньтянь (низ живота). Погружение ци в даньтянь, внутреннее вращение даньтянь – это главная суть внутренней работы в тайцзицюань стиля Чэнь, движение в этой области тела необычайно важно. О внутреннем вращении даньтянь подробнее можно прочесть в статье «Эзотерическая практика семьи Чэнь. Внутренняя работа в тайцзицюань» .
    5. Позади поясницы находится точка минмэнь, в минмэнь должно присутствовать ощущение наполненности. Особенно нужно обращать внимание, когда на выдохе производится фацзинь и живот наполняется, минмэнь также должна быть наполненной и выпячиваться назад, тем самым проявляются правила: «уходит вперед – обязательно есть поддержка сзади», «как только встречается вперед – обязательно есть назад», «ци должна переполнять».
    6. Из пупка вниз к даньтянь, потом в хуэйинь, потом назад вверх до минмэнь. Из минмэнь доходит до пупка, так формируется «маленький оборот небес». На выдохе немного выпячивается живот, истинная ци из жэньмай погружается, возвращаясь в даньтянь, часть ци выпускается в меридианы, часть циркулирует по жэньмай и входит в даньтянь. При выдохе живот немного втягивается, ци от хуэйинь поднимается назад и доходит до минмэнь, так ци прилипает к минмэнь, прилипает к позвоночному столбу, вместе с этим истинная ци циркулирует по «маленькому обороту небес» и не прерывается. Это метод взаимного сочетания внутреннего и внешнего дыхания.
    7. Для координации раскрепощения и погружения поясницы, паха, куа, их живости и проворности нужно на собственном опыте прочувствовать, как нижняя часть живота лежит на основаниях бедер, но не опирается на головку большой берцовой кости, это служит раскрепощению куа, округлению паха и подвижности поясницы.
    8. Еще один момент: при раскрепощении куа и поясницы нужно обращать внимание на то, что истинная ци опускается по позвонкам ниже минмэнь, и одновременно нужно обращать внимание на подпирающее усилие вверх, отсюда достигается «равномерное содержание погружения и легкости».

    6. Грудь, позвоночник, спина

    1. Прямое положение корпуса является главной отличительной особенностью тайцзицюань стиля Чэнь. Отсюда грудь, позвоночник, спина должны сохранять раскрепощенное и погруженное прямое положение, следует избегать выпячивания или излишнего втягивания груди, сгибания спины. Грудь и спина в равной степени имеют раскрытие и сжатие, грудь раскрывается – спина сжимается, спина раскрывается – грудь сжимается, и раскрытие, и сжатие идут по спиральным движениям. В раскрытии груди, после обязательного раскрепощения груди немного вытягивается левая или правая половина груди (не пополам), что позволяет одной нейтрализующей части груди и другой атакующей части груди выполнять функции удара и опоры; в этот момент раскрытия груди ее мышцы растягиваются в горизонтальной плоскости.
    2. Раскрепощение позвоночника необычайно важно. Позвонки необходимо расслаблять, растягивать, а также мысленно сжимать, вращения влево и вправо проворные и подвижные, но имеют силу. Раскрытие–сжатие груди и поясницы, сгибания–вытягивания вверх и вниз, а также выбросы силы управляются позвоночником и мышцами поясницы. В тайцзицюань стиля Чэнь не приветствуется «сгибание спины» . Ни в одном из письменных источников по чэньскому тайцзицюань нет слов «сгибание спины». Каким же образом растягивать спину? «Сгибание» имеет смысл «тянуть», «растягивать», «тащить». Как спина может растягиваться и вверх и назад? При сгибании спины можно легко заработать болезнь «горбатой спины». Поэтому некоторые практикующие, которые проповедуют «сгибание спины», имеют эту болезнь. В действительности, если в верхней части туловища есть подпирающее усилие, а в нижней части тела опускание ци в даньтянь и захватывание пальцами ног земли, то это и будет растягивание спины в противоположные стороны; ни к чему лишние слова «сгибание спины». Учитель Чэнь Чжаокуй резко выступал против «сгибания спины». Он говорил: «Ни за что нельзя сгибать спину, сгибание спины совершенно неправильно, хотя и говорится о естественной дуге в позвоночнике, но нельзя умышленно гнуть спину, сгибая спину, делаешь голову тяжелой, а стопы легкими, при тяжелой голове и легких стопах развивается болезнь «зыбких корней». Если практиковать тайцзицюань и сгибать спину, то в груди образуется отработанная ци и затрудняется дыхание». У Гу Люсиня в книге «Тайцзицюань стиля Чэнь» есть слова «сгибание спины». Это еще раз подтверждает, что автор занимался тайцзицюань стиля Ян, а там проповедуется «сгибание спины». Ученик Ян Чэнфу Ли Ясюань говорил: «Выражения "втянуть грудь и согнуть спину" нет в старых источниках. Это правило синъицюань и багуачжан. Чэнь Вэймин раньше занимался синъицюань у Сунь Лутана, а потом тайцзицюань у Ян Чэнфу, затем выпустил книгу по тайцзицюань, в которой есть "Десять правил тайцзицюань", в их числе есть "втянуть грудь и согнуть спину". Люди, которые стали изучать тайцзицюань позже, взяли на вооружение эти слова и сделали его правилом для практики тайцзицюань. В действительности, это дело уже не повернешь вспять, поэтому я вам говорю, не нужно делать акцент на этих словах, это отдаляет нас от естественности. Прямизна является главной основой в тайцзицюань». («Истинная передача теории тайцзицюань», статья 21. Написано 20 ноября 1964 года). Поэтому некоторые носители традиции тайцзицюань стиля Ян не пользуются этим понятием.
    3. Относительно втягивания груди. Грудь немного вбирается внутрь, а оба плеча и оба локтя немного закручиваются вперед с усилием пэн. Фактически нужно расслабить область груди, создавая благоприятные условия для прохождения ци и крови. Делая удобными изменения в груди и пояснице, создавая удобство для устойчивости ног, нужно избегать выпирания груди вперед, избегать накопления отработанной ци в груди. Чэнь Синь писал: «Грудь нужно вобрать и держать пустой», «Грудь нужно раскрепостить, при раскрепощенной груди удобно всему телу». Всегда при вбирании груди нужно избегать излишнего втягивания, при раскрытии груди нужно избегать выпирания груди вперед.
    4. Грудь должна быть пустой, живот должен быть полным, только при пустой груди и наполненном животе может быть раскрепощенный подвижный упругий встряхивающий фацзинь (при наполненном животе даньтянь наполняется изначальной ци, происходит внутреннее вращение даньтянь).
    5. Позвоночник должен быть прямым и свободным. «Позвоночник – это ключ к половинкам тела», «Спина использует центр для сосредоточивания ци». У позвоночника есть шейный отдел, грудной отдел, поясничный отдел, крестцовый отдел; все нужно раскрепостить и выпрямить. Благодаря чему сохраняется вертикальное положение тела (одна из главных характерных особенностей старого тайцзицюань от Чэнь Чансина). Раскрепощение и распрямление позвоночника создают благоприятные условия для прохождения ци по меридиану думай («трех застав»), что полезно для внутренних органов. С прямым положением позвоночника в поясничном отделе трудно переутомиться. В форме, передаваемой от Чэнь Чансина, делается особый упор на прямое положение корпуса. В старину Чэня называли «Господин Табличка Предков». Если в повседневной жизни поясничный отдел позвоночника не прямой, тогда рано проявляются боли в пояснице, пролиферация позвоночных костей, стирание межпозвоночных дисков.
    6. Сочетание управления из даньтянь со следующим шагом (тренировкой умения сгибания–складывания груди и поясницы) дает прекрасный эффект изменений в груди и поясницы при боевом применении.

    7. Плечи

    1. Плечи нужно держать ровно, раскрепостить и опустить, избегать поднимания, закручивания вперед или назад, они не должны двигаться так, чтобы одно плечо было выше другого. Они следуют изменениям груди и поясницы и двигаются, следуют раскрытиям–сжатиям груди и поясницы и двигаются, при этом нельзя раскачивать ими влево–вправо, вверх–вниз. Когда у тренирующегося человека сила поясницы развита недостаточно, может возникнуть болезнь раскачивания плечами. Часто при втягивании груди плечи немного закручиваются вперед; нужно избегать чрезмерного закручивания. При раскрытии груди плечи тоже немного раскрываются, однако это должно быть спиральное раскрытие.
    2. В подмышках должна быть пустота, нельзя прижимать к телу, в них должно быть ощущение подпорки наружу. Между телом и подмышкой должен легко проходить свой кулак, особенно во время занятий туйшоу нужно следить за тем, чтобы там было свободное место для вращений, поэтому говорится «все хитрости находятся в плечах» (механизме изменений).
    3. Есть понятия «раскрепощение плеч» и «погружение плеч»; каждое из них важно. Перед тем как раскрепостить и раскрыть плечи (пэн наружу) они погружаются вниз; это отправная точка. Чэнь Синь писал об этом следующее: «Головки плечевых костей должно раскрыть. Вначале не откроешь – нельзя будет раскрывать с силой. Когда гунфу еще не достигло того, чтобы они сами раскрывались, а сердце говорит, что уже раскрылись, в итоге раскрылись недостаточно. Необходимо долго терпеть трудности тренировок. Тогда плечи смогут естественно раскрываться, только тогда можно считать их раскрывшимися. Как только раскрылось в этом месте , вся рука выпрямляется, словно ветер раскачивает тополь, движение подвижно и энергично и ни на йоту не прерывается, все зависит от этого места – это ось вращения руки. Раскрытие плеч имеет отношение к живости движений, этого нельзя не знать».

    8. Руки

    1. Обе руки связаны между собой.
    2. Обе руки всегда должны сохранять пэнцзинь, всегда сохраняют полукруг. Одна рука должна сохранять полукруг, обе руки также сохраняют один полукруг (например, в «одиночном хлысте», «белом журавле, раскрывающем крылья») или два полукруга инь–ян (как в позах «вращение рук», «прием вперед, прием назад»), при этом воплощается требование «в любом месте круг, не круг так дуга».
    3. Усилие (цзинь) проходит последовательно через плечевой сустав, плечевую кость, локоть, запястье, кисть; в момент выброса силы нужно их последовательно раскрепощать, как будто выбрасываете собственную кисть (кулак).
    4. Сила идет по руке «троекратным усилием» (саньцзецзинь). Выходящее усилие идет плечо – локоть – кисть, входящее усилие идет кисть – локоть – плечо. Троекратное усилие воплощает правило боевого применения «ударили по голове – отвечает хвост; ударили по хвосту – отвечает голова; ударили посередине – отвечают голова и хвост».

    9. Локти

    1. Погрузить плечи и свесить локти, расслабить плечи и опустить локти, это общее правило для всех стилей тайцзицюань; всегда кончики локтей нужно свешивать вниз, локоть всегда должен быть ниже плеча , поднятые локти – это большая ошибка.
    2. В отдельных случаях применяется метод «восходящий локоть», например в позах «прямиком проникнуть в колодец по канату», «локоть, пронзающий сердце» локоть бьет прямо вверх, как в движении 5 позы «на шесть запереть на четыре запечатать», это удары по левой и правой сторонам противника.
    3. Имеются разногласия в правила: «локоть не отходит от ребер», «локоть не прижимается к бокам». На самом деле эти два правила практически сочетаются. Локтями не стоит приклеиваться к бокам (теряется подвижность), также не нужно отводить их далеко от ребер (открывать для удара). В повседневной практике нужно свешивать локти вниз, а также немного держать локтями пэн наружу, немного закручивать их вперед.
    4. В тренировочном процессе необходимо обращать внимание на три внешних и три внутренних соответствия. Три внешних соответствия – это связь плеч и куа, локтей и колен, кистей и стоп; три внутренних соответствия – это связь сознания – энергии – силы.

    10. Запястья

    1. Запястья должны быть осаженными и подвижными. Правила «поднять пальцы и посадить запястья», «раскрыть пальцы и обвалить запястья» одного порядка с правилом «опустить плечи и свесить локти». Не осадив запястья, плечи, локти можно легко обрести болезнь «всплывания», «колыхания травы».
    2. Всегда, когда кисти меняют фазу скручивания с шунь на ни или с ни на шунь, необходимо провалить запястье, а затем изменить фазу. При смене с шунь на ни сначала движется ладонь со стороны большого пальца (осаживается верхнее усилие, затем идет); при смене ни на шунь сначала идет ладонь со стороны мизинца (осаживается верхнее усилие, затем идет).
    3. Сгибание запястья может быть разным: внутрь, наружу, вниз внутрь, вверх внутрь и другие. Запястье сгибается наружу при ударах по противнику предплечьем или основанием ладони; запястье сгибается внутрь при ударах по противнику тыльной стороной ладони и запястья или при захватах.
    4. Вращение запястий. В большинстве случаев это освобождение от захватов противника или движение усилия по спиральной траектории в момент фаньциньна (контрприемов от захватов). Или при способе смены кистей, когда применяется усилие сгибания–складывания (чжэдецзинь), также это имеет название «подвижные запястья», еще говорится: «все хитрости находятся в плечах, сгибание–складывание – в запястьях». Для подвижности запястий нужно много практиковать сгибания, вращения, встряхивания запястий, можно практиковать скручивание короткой палки тайцзи, что увеличивает эластичность запястий.
    5. Движения с осаживанием запястий (проваливанием запястий), с подъемом пальцев (раскрыванием пальцев) выглядят весьма эффектно. Осаживание запястий – это не вертикальная ладонь; пальцы направлены косо вверх, а запястье провалено вниз. В «раскрытых пальцах» пястные суставы вытянуты, а фаланги пальцев раскрепощены. В боевом применении при осаживании запястья используется основание ладони для удара (как в движении 6 позы «лениво подоткнуть одежду» правая кисть атакует противника).

    11. Кисти

    1. Учитель Чэнь Чжаокуй внимательно смотрел на форму кисти, на изменения форм кистей, работу кистей. «Каждое действие, его изменения находятся в груди, проявление в кистях; поясница – господин, форма в кистях». Он повторял, что если пальцы и кисть беспорядочно расслаблены, то и дух и сила беспорядочны.
    2. Формы кистей включают в себя ладонь, кулак, крюк.
    • Ладонь должна быть в форме черепицы . Большой палец и кромка ладони со стороны большого пальца направлены внутрь и стягиваются с мизинцем. Пальцы раскрепощены и собраны внутрь; нельзя раскрывать пальцы как грабли, нельзя также собирать плотно вместе, также не следует принимать форму «кисть орхидея» как у актера в синих одеждах в Пекинской опере. Изменения формы ладони базируются на изменениях в боевых ситуациях, форма ладони каждый раз меняется. Например, есть давящая ладонь (ань чжан), толкающая ладонь (туй чжан), поднимающаяся ладонь (ляо чжан), рубящая ладонь (пи чжан), бросающая ладонь (шуай чжан), хлопающая ладонь (по чжан), протыкающая ладонь (чуань чжан), касающаяся ладонь (це чжан), раскалывающая ладонь (ле чжан), закручивающая ладонь (цзяо чжан), срывающая ладонь (цай чжан), скручивающая ладонь (цзюань чжан) и др.; это так называемые «13 ладоней тайцзи». Ладони также скручиваются в фазах шунь и ни, в фазе шунь мизинец ведет к большому пальцу, выдвигается кромка ладони со стороны мизинца; при скручивании в фазе ни все наоборот. Кроме этого, при выполнении техники люй центр ладони собирается, передняя кисть скручивается в фазе шунь, а средний, указательный и безымянный пальцы могут подниматься и переворачиваться назад. При выполнении ань пальцы вытягиваются, выпячивается основание ладони. При захватах пальцы стягиваются к центру ладони. Во всех вышеописанных примерах следует следить за тем, чтобы сознание, энергия и сила доходили до кончика среднего пальца; это то, о чем писал Чэнь Синь: «Цзинь доходит до среднего пальца – в остальные пальцы цзинь тоже дойдет».
    • Форма кулака: четыре пальца закручиваются, последняя фаланга большого пальца на средней фаланге среднего пальца, кулак сжат неплотно, середина кулака должна быть пустой , однако внешняя часть кулака не должна быть вялой, «в движении кисть свободна, при контакте формируется кулак». Нужно делать кулак круглым, в момент выброса силы запястье не должно быть слабым, также не должно быть слишком жестким, следует сохранять пэнцзинь, живое раскрепощение и упругое встряхивание.
    • Форма крюка: запястье согнуто внутрь, пальцы собраны вместе. Однако не следует слишком изламывать запястье, тыльная сторона ладони и запястье образуют форму полукруга, нельзя, как в некоторых стилях тайцзицюань, сгибать запястье под углом 90 градусов. Запястье должно быть раскрепощенным и округлым, в момент остановки «пасть тигра» образует круг, центр ладони пустой, содержит идею переполнения внутренней энергией. Большой палец стягивается с кончиками указательного, среднего и безымянного пальцев, мизинец прижат к безымянному пальцу, нельзя оттопыривать или держать мизинец в беспорядке.
    Под кистью в форме крюка предполагается, что это приемы циньна, зацеп запястьем, удар противника тыльной стороной ладони.
    3. Во время работы обе кисти часто симметричны, иногда сводятся друг относительно друга центрами ладоней, пальцами, «пастями тигра».
    4. Всегда, когда правая (или левая) кисть идет по горизонтальной траектории и выполняет цайцзинь, или аньцзинь, соответственно правая (или левая) стопа обязательно пустая. Когда кисть следует вперед, вверх, в сторону – стопа может быть полной.
    5. Когда обе кисти (оба запястья) из скрещенного положения разделяются в стороны, запястья всегда осаживаются, усиливая упругое усилие пэн наружу (поддерживая), а после идет раскрытие. Поэтому говорится: «Как только есть раскрытие, необходим пэн (поддержка)».

    12. Голова

    1. Голова должна держаться прямо. Точка байхуэй тянется вверх с мысленным подпирающим усилием, подбородок должен быть втянут внутрь, глаза смотрят ровно. Наклон головы вперед, высоко поднятый подбородок, раскачивание головой – это болезни, прямая голова позволяет сохранять равновесие тела, держать стабильным центр тяжести.
    2. Макушечное усилие – это подбора тайцзицюань, с поднятой подборой можно управлять всем телом; это очень важная идея. Подпирающее вверх макушечное усилие делает тело легким и подвижным, а это ключ ко всем движениям. С точки зрения цигун макушечное усилие помогает прохождению ци по меридиану думай, позволяет подняться сущности (цзин) подняться из костного мозга и проникнуть в головной мозг, что оздоравливает головной мозг. «Головной мозг – сосуд костного мозга»; как только сущность костного мозга поднимается вверх, «море костного мозга выходит из берегов, укрепляется цзинь и преумножаются силы». Вместе с тем нельзя, чтобы совсем не было макушечного усилия, либо оно было чрезмерным; иначе возникает жесткость.
    3. Макушечное усилие в байхуэй и усилие погружения в даньтянь и хуэйинь образуют растягивающуюся вверх и вниз ось. Вверху есть поднимающее усилие, внизу есть усилие погружения, тело естественно выпрямляется. При управляемом макушечном усилии возможна естественная подвижность как у рвущегося вперед петуха, как у ползущей змеи, как у скачущей лошади.
    4. Шея должна быть ровной, но не напряженной. «Шея должна быть живой, при подвижности шеи повороты влево и вправо естественны и легки» (Чэнь Синь).

    13. Глаза

    1. Глаза – это квинтэссенция внутренних органов, окно сущности – цзин, энергии – ци, духа – шэнь, поэтому глаза выражают дух; не должны быть застывшими.
    2. Существуют разные мнения по поводу того, куда должны смотреть глаза во время выполнения формы. Некоторые считают, что взгляд направлен на свои кисти или на средний палец; другие говорят: «Взгляд на переднюю кисть, на верхнюю кисть». Учитель Чэнь Чжаокуй придерживался следующего: «Главное – это смотреть в сторону противника, вместе с этим глаза должны видеть по обеим сторонам». Он обычно говорил, что многие практикуют и смотрят на свои кисти, однако в момент атаки противника справа правой рукой смотрят на противника, а не на свои кисти (например, в движении 3 в позе «дух хранитель толчет в ступе»). В позах «прикрыться кистью, рука – кистень», «отступить назад, скрутить руку» взгляд направлен вперед на противника; нельзя поворачиваться назад и смотреть на свою руку.
    3. Глаза – это острие эмоций, а также место пересечения меридианов иньцяомай и янцяомай , поэтому практикующий должен обращать особое внимание на собранность взгляда.
    4. Глаза должны смотреть горизонтально. Чэнь Синь писал: «Глаза смотрят ровно вперед и видят четыре конечности», нельзя наклонять голову и смотреть вниз. В позах «удар в пах», «молот, бьющий по земле» взгляд скользит по низу, но нельзя наклонять голову, нельзя утрачивать макушечного усилия.

    14. Уши, нос, рот

    1. Уши должны слушать, что происходит сзади, в равной степени справа и слева для предотвращения неожиданного нападения противника.
    2. При выполнении формы обычно вдох идет через нос, выдох через рот, поскольку это естественно. Однако в процессе движения нужно обращать внимание на координацию внутреннего дыхания (обратное дыхание живота) с дыханием легкими. Обычно при выдохе живот раздувается, при вдохе живот втягивается, при вдохе ци поднимается к минмэнь и прилипает к позвоночнику. Выдох – это выходящее усилие (цзинь), вдох – это входящее усилие (цзинь). Обычно на вдохе подъем на выдохе погружение, однако не следует абсолютизировать этот постулат, иногда в момент сжимающего усилия (хэцзинь) конечностей следует выдох. Кроме этого, в процессе выполнения одного движения также может быть вдох и выдох, при этом дыхание не прерывается и не останавливается, иногда в процессе выполнения одного медленного движения можно делать вдох и выдох несколько раз, иногда на один выдох приходится несколько движений (как в позе «автоматическая пушка»).
    3. Во время практики формы рот должен быть неплотно закрыт, кончик языка примыкает к верхнему нёбу, однако не следует прижимать слишком сильно.
    4. В момент выброса силы, можно открыть рот и выкрикнуть, однако не нужно просто кричать, звук должен исходить из даньтяня.
    5. Во время практики формы очень важно выражение лица. Часто по манере выполнения формы можно судить о характере человека; форму нужно тренировать со спокойным и серьезным видом. Нужно быть похожим на Чжугэ Ляна, не заносчивым и не пугливым; не следует походить на Чжан Фэя с закрученными бровями и выпученными глазами , также недопустимо расслабленная рассеянность во взгляде, нельзя также делать лицо слишком задумчивым, поскольку появляются такие болезни, как натянутые губы, открытый рот, высунутый язык, стискивание зубов.

    15. Образ целостности между всеми частями тела

    Практикуя тайцзицюань, нужно прочно усвоить, что тело – это одна семья, что внутреннее и внешнее – это одно целое, избегать болезни «разбросанных движений». Обращать внимание на то, что в каждой спирали есть единство противоположных сил; симметричная гармония является одним из главных правил в тайцзицюань (основ). Поэтому при движении всех частей тела нужно обращать внимание на их согласованность. Разумеется, эстетика тайцзицюань заключается не только во внешней форме, а также и в эмоциях, духе, одухотворенности, действии; вырабатывается единство красоты внешней формы и работы сознания. У человека во время выполнения формы сердце и мысли должны быть чистыми, позиции цельными, инь–ян согласованными, природные качества энергичными, движение духа целостным. Таким образом, в процессе движений человек сам оздоравливает свое тело, мозг, накопленный цзин поднимает в шэнь, ци и наполняется силой, развивая тем самым чудесные возможности тайцзицюань – мощь боевого искусства и оздоровление организма.

     


    19 марта 1987 года

    Перевод Р. Романов
     


    вернуться назад

    Источник: http://www.qinglong.ru/library/articles/16/

О сайте

1avtoportal.ru