1avtoportal.ru


Классификация глазных каплей
21 692

    Обучение подвижным играх детей с нарушением слуха в школе

    Раздел: Морщины Дата публикации: 03.06.2015, 04:29

    План

    1. Виды нарушений, их учет в процессе организации физкультурно-оздоровительной работы
    2. Основные виды движений, используемые в коррекционных группах
    3. Методика обучения основному движению (ходьба, бег, прыжки, метание, ползание) при одном из видов нарушений

        Практическое задание

     

    1. Виды нарушений, их учет в процессе организации физкультурно-оздоровительной работы

    «Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д.И. Тарасов, А.Н. Наседкин, В.П. Лебедев, О.П. Токарев и др.) пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха следует разделить на три группы. Первая группа - это причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости. Вторая группа - факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приводящие к общей интоксикации организма матери в этот период (врожденное нарушение слуха). Третья группа - факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное нарушение слуха).

    Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто поражение слуха возникает под действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в различные периоды развития ребенка. Соответственно они выделяют фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или факто-ры риска, создают благоприятный фон для развития глухоты или тугоухости. Манифестные факторы вызывают резкое ухудшение слуха. К числу фоновых факторов, чаще наследственного происхождения, следует отнести различные нарушения метаболизма (обмена веществ), которые ведут к постепенному накоплению шлаков в организме, неблагоприятно воздействующих на различные органы и системы, в том числе на орган слуха. Фоновыми факторами врожденного происхождения могут быть перенесенная матерью во время беременности вирусная инфекция, или неблагоприятные воздействия на плод антибиотиков, каких-либо химических веществ, или асфиксия при родах. Эти факторы могут не привести к появлению тугоухости, но вызвать такие повреждения слухового анализатора, что последующие воздействия нового фактора (например, заболевание ребенка гриппом, ветряной оспой, паротитом) вызовут выраженное нарушение слуха.

    Для выявления причин нарушений слуха в каждом конкретном случае необходимо прослеживать все наследственные факторы, которые могут обусловить появление нарушения слуха у ребенка: факторы, действовавшие в процессе беременности матери и при родах, и факторы, воздействовавшие на ребенка при его жизни»

    Выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших.

    Группы детей с нарушением слуха

    Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве - до овладения речью. У большинства глухих детей имеется остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70 - 80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Обычно глухие лучше слышат более низкие звуки (до 500 Гц) и совсем не воспринимают высокие (свыше 2000 Гц). Если глухие ощущают звуки громкостью 70-85 дБ, то принято считать, что у них тугоухость третьей степени. Если же глухие ощущают только очень громкие звуки - силой более 85 или 100 дБ, то состояние их слуха определяется как тугоухость четвертой степени. Обучение речи глухих детей специальными средствами только в редких случаях обеспечивает формирование речи, приближающееся к нормальному. Таким образом, глухота вызывает вторичные изменения в психическом развитии ребенка - более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности.

    Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего детства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психического развития, насколько систематически реализуются социально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.

    Слабослышащие (тугоухие) - дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20 - 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50 - 70 дБ и больше (тугоухость второй степени). Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон слышимых звуков по высоте. У одних он почти не ограничен, у других приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возможность воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от 1000 до 4000 Гц).

    Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается. Слабослышащий ребенок даже с тугоухостью второй степени к моменту поступления в школу может иметь развитую, грамматически и лексически правильную речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или отдельных речевых звуков. Психическое развитие такого ребенка приближается к нормальному. И в то же время слабослышащий ребенок с тугоухостью всего лишь первой степени при неблагоприятных социально-педагогических условиях развития к 7-летнему возрасту может пользоваться только простым предложением или только отдельными словами, при этом речь его может изобиловать неточностями произношения, смешениями слов по значению и разнообразными нарушениями грамматического строя. У таких детей наблюдаются особенности во всем психическом развитии, приближающиеся к тем, которые характерны для глухих детей.

    Позднооглохшие - это дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е. в 2 -3-летнем и более позднем возрасте. Потеря слуха у таких детей бывает разная - тотальная, или близкая к глухоте, или близкая к той, что наблюдается у слабослышащих. У детей может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают, что им говорят. Это иногда ведет к полному отказу ребенка от какого-либо общения, даже к психическому заболеванию. Проблема состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и понимать устную речь. Если у него имеются достаточные остатки слуха, то это достигается с помощью слухового аппарата. При малых остатках слуха обязательным становится восприятие речи с помощью слухового аппарата и чтения с губ говорящего. При тотальной глухоте необходимо использовать дактилологию, письменную речь и, возможно, жестовую речь глухих. При совокупности благоприятных условий воспитания и обучения позднооглохшего ребенка развитие его речи, познавательных и волевых процессов приближается к нормальному. Но в очень редких случаях преодолевается своеобразие в формировании эмоциональной сферы, личностных качеств и межличностных отношений.

    Педагогическая классификация детей с нарушением слуха (Босхес)

    У глухих и слабослышащих детей помимо нарушений слуха могут встречаться следующие виды нарушений:

    1. нарушения деятельности вестибулярного аппарата;
    2. разные варианты нарушения зрения;
    3. минимальная мозговая дисфункция, приводящая к первичной задержке психического развития. При этом какие-либо отрицательные факторы могут прямо воздействовать на мозг, или, в другом случае, мозговая недостаточность возникает вследствие тяжелых соматических болезней: сердечнососудистой системы, дыхательной, выделительной и т.д., изменяющих работу мозга;
    4. обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению;
    5. нарушения мозговых систем, ведущих к детскому церебральному параличу или другим изменениям в регуляции двигательнойсферы;
    6. локальные нарушения слухоречевой системы мозга (корковых и подкорковых образований);
    7. заболевания центральной нервной системы и всего организма, ведущие к психическим заболеваниям (шизофрении, маниакально-депрессивному психозу и др.);
    8. тяжелые заболевания внутренних органов - сердца, легких, почек, пищеварительной системы и др., ведущие к общему ослаблению организма;
    9. возможность глубокой «социально-педагогической запущенности».

    Физическое воспитание, являясь составной частью единой системы воспитания и обучения глухих дошкольников, способствует укреплению здоровья детей, их правильному физическому развитию, формированию двигательных навыков, развитию основных двигательных качеств (ловкости, быстроты, точности, силы мышц и др.), создает благоприятную основу для гармоничного развития детей, успешного усвоения учебной программы[1].

    В моторном и физическом развитии многие глухие отстают от слышащих сверстников по срокам формирования основных движений, имеют различные характерные отклонения в равновесии, координации, осанке, походке и др. В связи с этим материал программы, с одной стороны, отвечает оздоровительным задачам, способствует закаливанию и укреплению организма, предусматривает планомерное обучение основным движениям, а с другой – направлен на коррекцию недостатков моторного и физического развития и профилактику отклонений (например, в осанке).

    В программе «Воспитание и обучение  глухих детей дошкольного возраста» используются физиологически оправданные, доступные и интересные глухим детям упражнения в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, упражнения с предметами и без них. Предусматривается широкое использование разнообразного гимнастического оборудования – гимнастической стенки, скамеек, досок, лестниц, вышки, мостика-качалки и др.

    Особое место в программе «Воспитание и обучение  глухих детей дошкольного возраста»  занимают специальные коррекционные упражнения. Они направлены главным образом на тренировку функции равновесия, развитие мышц, формирующих правильную осанку, мышц свода стоп, развитие дыхания, нормализацию двигательной активности и координации.

    Физическое воспитание глухих дошкольников осуществляется на зарядке, занятиях по физической культуре, в подвижных играх, на занятиях по развитию движений в групповой комнате и во время прогулки.

    Занятия по физической культуре – основное средство физического воспитания. Их проводят со всей группой одновременно в просторном, специально оборудованном зале не менее двух раз в неделю, а также по подгруппам.

    Содержание программы по физвоспитанию, равномерно распределяясь, должно быть представлено на занятиях с постепенным усложнением по годам обучения – от накопления двигательного опыта путем простейших движений по подражанию к целенаправленному обучению основным движениям и технике их выполнения, подвижным играм, тренировке двигательных качеств. Каждое занятие должно обязательно включать коррекционные упражнения.

    В соответствии с уровнем двигательной подготовленности детей для достижения на занятиях высокой моторной плотности различные методы проведения упражнений (индивидуальный, фронтальный, поточный, поочередный) чередуются между собой.

    На всех годах обучения, в зависимости от того, как дети владеют речью, занятия сопровождаются речевой инструкцией, включающей как отработанный, часто встречающийся на других занятиях словарь, так и словарь специфический, обозначающий физкультурное оборудование и инвентарь и действия с ними. Специальная работа с детьми по запоминанию используемых физкультурных терминов на занятиях по физической культуре не ведется, речевые инструкции должны быть краткими, содержащими только необходимую информацию, не в ущерб моторной плотности занятий и их основным задачам.

    Физическое воспитание глухих детей в специальном детском саду должно пронизывать всю систему их обучения и находить свое отражение в работе педагога (фонетическая ритмика, физкультурной паузы), в музыкальных занятиях, в трудовом воспитании, а также в организованной взрослыми самостоятельной двигательной деятельности детей.

    2. Основные виды движений, используемые в коррекционных группах

    В сфере физического и моторного развития усилия педагогов направлены на охрану и укрепление здоровья детей, развитие потребности в двигательной активности; развитие основных движений; развитие и формирование двигательных качеств; коррекцию отдельных недостатков двигательного развития и др. Для реализации этих задач используются разные формы работы: организация двигательного режима в течение недели и дня, проведение фронтальных и при необходимости индивидуальных занятий, организация физкультурных минуток и динамических пауз отдыха, проведение подвижных игр в группе и на прогулке, организация и проведение утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна, фонетическая ритмика и т.д.,

    Физическое воспитание: первый год обучения (возраст детей и 4-5 лет)[2]

    Построение в шеренгу (вдоль линии); в колонну друг за другом; в круг.

    Ходьба: в колонне по одному; на носках, на пятках; на внешней и внутренней стороне стопы; с высоким подниманием колен; с перешагиванием через предметы; по кругу; "змейкой".

    Бег: на носках; с высоким поднимание бедра, с захлестом голени назад; в колонне по одному в различных направлениях; с заданием; по сигналу.

    Ползанье, лазанье: на четвереньках между предметами, вокруг них; по скамейке; наклонной доске; под препятствие; по лестнице (вертикальной, наклонной); по гимнастической стенке произвольным способом; пролезание между реек гимнастической пирамиды или вышки.

    Прыжки: на двух, одной ноге на месте; на месте с поворотами; с продвижением вперед; из кружка в кружок; вверх с доставанием предметов; с высоты 15-30 см; в длину с места; через веревочку, шнур; на полу, скамейке из различных исходных положений и разными способами; через различные предметы.

    Метание: правой, левой рукой, двумя руками различных предметов (мячи, мешочки с песком, шишки и др.) из разных исходных положений на дальность и в цель (высота центра мишени 50-120 см) разными способами

    Общеразвивающие упражнения без предметов для рук, туловища, ног. Исходные положения: основная стойка, стойка ноги на ширине плеч, руки в различном положении, стоя на коленях, сидя, лежа на спине, лежа на животе.

    Общеразвивающие упражнения с предметами: с малыми, большими мячами; обручем, флажками; лентами.

    Упражнения для развития равновесия: ходьба по дорожке шириной 15-20 см; доске; гимнастической скамейке; шнуру, канату; бревну; ребристой доске; наклонной доске; лестнице, положенной на пол. Движения головой; повороты вправо-влево; наклоны вперед-назад; перешагивание через различные предметы; приседание. Усложнение упражнений в равновесии происходит по мере увеличения высоты опоры и уменьшения ее площади.

    Упражнение для формирования правильной осанки. Подтягивание на руках по наклонной доске, лежа на животе; перемещение в упоре лежа на гимнастической скамейке. Из упора стоя на коленях сед вправо, влево, меняя положение рук; лежа на животе, катить свое тело; перекаты из и.п. лежа на спине или животе; катание среднего мяча, лежа на животе, воспитателю, друг другу, в стенку; прыжки на двух ногах с мячом, зажатым между коленями с продвижением вперед; ходьба по канату с различным положением рук.

    Подвижные игры с бегом; прыжками; ползанием и лазаньем; бросками и ловлей

    Речевой материал: сядьте, встаньте, идите, бегите, делайте так, прыгайте, шагайте, ползите, ловите, смотрите, поймал, не поймал, возьми мяч (флаг), дай мяч (флаг), кати мяч, топайте, будем бегать (прыгать, ползать, играть в мяч), играли (занимались) хорошо, плохо, барабан, палка, веревка, канат, лента, доска.

    Физическое воспитание: второй год обучения (возраст детей и 5-6 лет)

    Построение: в шеренгу вдоль черты с равнением на носках, в колонну по одному, в круг малый и большой.

    Ходьба: в колонне в обход зала, парами друг за другом, с изменением положения рук, с хлопками, с изменением направления, «змейкой», с остановками по сигналу.

    Бег: с изменением направления, темпа; с высоким подниманием бедра; с захлестом голени назад; вдоль границ спортплощадки, спортивного зала, с изменением направления и остановкой по сигналу.

    Ползанье, лазанье: ползание на четвереньках с подползанием под натянутую веревку (высота 30-35 см); на коленках с опорой на руки, по гимнастической скамейке; с одного пролета гимнастической стенки на другой; на наклонной лестнице; лестничной пирамиде, вышке из различных исходных положений разными способами; перелезание через бревно, скамейку, обруч.

    Прыжки на двух; одной ноге; с поворотами; с продвижением вперед; через несколько линий, начерченных на полу; с высоты 25-35 см; через скамейку с опорой на руки; через длинную скакалку; через веревку, натянутую над полом (высота 5-10 см).

    Метание различных предметов на дальность и в цель из различных исходных положений разными способами.

    Общеразвивающие упражнения без предметов: поднимание рук вперед, вверх, в стороны, отведение за спину из различных исходных положений; размахивание руками назад, вперед; круговые движения руками; приседание с опорой и без опоры рук; наклоны вперед, назад, в стороны из различных исходных положений; лежа на спине и сидя поднимание и опускание ног.

    Общеразвивающие упражнения с предметами: с малыми и большими мячами, обручем, гимнастической палкой, ленточкой, флажками, пластмассовыми гирями из различных исходных положений в разных направлениях.

    Упражнения для развития равновесия: ходьба, ходьба боком приставным шагом, на носках, по линиям, шнуру, канату, доске, гимнастической скамейке с перешагиванием через предмет, с поворотами (высота опор 15-40 см). Ходьба с высоким подниманием колен по гимнастической стенке; равновесие стоя на одной ноге, руки в стороны.

    Упражнения для формирования правильной осанки: лазанье по гимнастической стенке; подтягивание на руках по скамейке и по наклонной доске лежа на животе; катание среднего мяча друг другу лежа на животе; броски среднего мяча через веревку (высота 10-15 см) лежа на животе; бег с опорой кистями и стопами о пол («обезьяний бег»); «лягушка» – стоя верхом на скамейке подпрыгивания с продвижением вперед с опорой руками о скамейку; ходьба по доске, скамейке с мешочком песка на голове; топтание на канате, гимнастической палке; ходьба боком приставными шагами по канату, рейке гимнастической стенки, скамейки; сидя катание канате стопами; сидя круговые движения стопами, сведение и разведение стоп; перекаты, группировки из различных исходных положений; висы; прыжки на двух ногах с мячом, зажатым между коленями с продвижением вперед.

    Подвижные игры с бегом; прыжками; ползанием и лазаньем; бросками и ловлей.

    Речевой материал: лезьте, шагайте, слушайте, повернитесь, лягте на живот (на спину), встаньте в круг (в колонну), дай мяч (флаг), идите на носках, прыгайте на носках, будем бегать (играть в мяч, шагать, ползать, прыгать), делайте так, идите друг за другом («змейкой»), постройтесь в шеренгу (в колонну), хорошо, плохо, верно, неверно, руки вверх, в стороны, вниз, скамейка, веревка, лестница, а также словарь предыдущего года обучения.

    Физическое воспитание: третий год обучения (возраст детей и 6-7 лет)

    Построение: в шеренгу с равнением; в колонну по одному с равнением, в круг маленький и большой.

    Ходьба: в колонне; с предметами в руках; с изменением положения рук с предметами и без них; на носках; на пятках, внешней и внутренней стороне стопы; в приседе и полуприседе; с изменением направления.

    Бег: в различных направлениях; с огибанием предметов; «змейкой»; со сменой темпа; с остановкой по сигналу; чередование бега с ходьбой по звуковому, зрительному и словесному сигналам; бег в чередовании с ходьбой до 2,5 мин.

    Ползанье, лазанье. Ползание с подползанием под веревку (высота 25-30 см); с пролезанием между рейками вышки, лестничной пирамиды; на четвереньках по скамейке; лазанье по гимнастической лестнице; вверх по гимнастической стенке, вниз произвольным способом; через несколько препятствий.

    Прыжки на месте; с поворотами; с продвижением вперед друг за другом;

    Метание различных предметов ( мячи, мешочки с песком, шишки,камешки, желуди и др.) на дальность и в цель из различных исходных положений разными способами.

    Общеразвивающие упражнения без предметов. Одновременные и попеременные круговые движения рук; сгибание и разгибание рук в стороны из положения – руки перед грудью; наклоны вперед-вниз, назад, касаясь носков стопы и пяток пальцами рук; разнообразные упражнения сидя, лежа на животе и спине, стоя на коленях.

    Общеразвивающие упражнения с предметами. С малыми и большими мячами, обручем, гимнастической палкой, ленточкой, флажками, пластмассовыми гирями из различных исходных положений.

    Равновесие. Ходьба по рейке гимнастической скамейки, наклонной доске приставным шагом, на носках, перешагивание через различные предметы, повороты, приседания; ходьба по опоре малых размеров, встречная ходьба по гимнастической стенке; равновесие на одной ноге.

    Упражнения для формирования правильной осанки. Лежа на животе, разведение рук в стороны с одновременным подниманием ног; движение плавца из положения лежа на животе; из исходного положения сидя у гимнастической стенки, держась носками за нижнюю рейку; ложиться и садиться без помощи рук; приседания на носках из исходного положения стоя у гимнастической стенки, держась за рейку на уровне плеч хватом снизу; броски друг другу среднего мяча через веревку, лежа на животе (высота веревки 10-15 см); подтягивание на руках на скамейке лежа на животе; ходьба с мешочком песка на голове; прыжки на двух ногах с продвижением вперед с мячом, зажатым между коленями; сидя, движения пальцами ног; движения стопами – сведение и разведение, сгибание и разгибание, вращения; ходьба боком приставными шагами по канату, палке, рейке гимнастической стенки; перекаты с носков на пятки, стоя у опоры; ходьба на носках, внутренней и внешней стороне стопы, ритмичные поднимания на носках.

    Подвижные игры с бегом, прыжками, ползанием и лазаньем, бросками и ловлей.

    Речевой материал: бросайте мяч в корзину (вперед, вверх), ловите мяч, стройтесь в колонну (шеренгу, парами), идите прямо (на носках, по скамейке, по дорожке), ползите по доске (вверх, вниз), идите боком, повернитесь, идите (бегите) змейкой, положите мячи (флажки, палки); бросьте мяч через веревку, возьмитесь за руки, руки вверх (вперед, в стороны, вниз, на пол), слушайте барабан (музыку), делайте, как я; что мы будем делать? Мы будем заниматься (играть в мяч, прыгать, бегать, лазать); направо, налево, а также словарь предыдущих лет обучения.

    3.Методика обучения основным движениям

    Физическое воспитание детей с нарушениями слуха — одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы — находится в тесной связи со всеми другими сторонами воспитания и обучения. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их активность, повышает работоспособность, становится базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы[3].

    Наиболее заметны недостатки моторного развития детей с нарушениями слуха в предцошкольном и младшем дошкольном возрасте. Дети часто не владеют тем двигательным опытом, который есть к этому времени у слышащих детей: не умеют бегать, прыгать, лазать, производить простейшие движения по подражанию взрослым. Сформированные движения характеризуются некоторыми особенностями, которые проявляются в нарушении координации, ориентировки в пространстве, боязни высоты, замедленности и скованности движений. Наибольшее своеобразие в развитии двигательных качеств у дошкольников с нарушениями слуха отмечается в уровнях скоростных качеств и равновесия. Глухие дети по показателям качества равновесия уступают не только слышащим, но и слепым, слабовидящим и умственно отсталым детям.

    Формирование основных движений и двигательных качеств — одна из основных задач физического воспитания детей с нарушениями слуха, так как овладение основными движениями создает основу для нормализации жизнедеятельности ребенка. Обучение детей правильной ходьбе, бегу, лазанью, прыжкам, метанию оказывает эффективное воздействие на развитие всего организма. Сформированность основных движений обеспечивает возможности расширения двигательного опыта, создает необходимую базу для овладения более сложными движениями. Для формирования основных движений используются подводящие упражнения, упрощаются некоторые условия их выполнения. В единстве с формированием основных движений развиваются двигательные качества: скоростные, скоростно-силовые, совершенствуются пространственно-временные ориентировки, равновесие, воспитываются ловкость, выносливость.

    Содержание физического воспитания дошкольников с нарушениями слуха во всех возрастных группах определяется общими задачами и необходимостью коррекции недостатков в физическом и моторном развитии и их предупреждении.

    Основное внимание в работе с детьми преддошкольного и младшего дошкольного возраста необходимо уделить развитию двигательной активности, формированию произвольного внимания, умению подражать действиям взрослого, формированию навыков поведения в зале, развитию эмоционально-волевой сферы. Формирование основных движений происходит путем включения их в доступной форме в содержание занятий. Обучение ходьбе, бегу проводится по показу воспитателя, с включением интересных детям игровых моментов: пойти в гости к кукле, добежать до домика мишки и др. Дети овладевают различными видами прыжков (на месте, с поворотом, перепрыгивать через веревку, спрыгивать с доски). Детей также обучают ползанию, лазанью, перелезанию.

    В средней группе повышается степень сложности упражнений и изменяются условия их выполнения. Повышаются требования к качеству основных движений: дети должны уметь спрыгивать на полусогнутые ноги, правильно координировать движения рук и ног в ходьбе и беге, самостоятельно лазать. Важно научить детей правильно вести себя в коллективных играх, выдерживать свою роль, согласовывать свои движения с действиями других детей. Развивается умение реагировать на звуковые сигналы.

    В старшей группе важно учить детей самостоятельно выполнять упражнения не только по образцу, но и по словесной инструкции. Двигательные навыки закрепляются в процессе повышения трудности упражнений, увеличения темпа. Особое значение придается формированию хорошего (в соответствии с возрастом) качества движений. В процессе коррекционной работы особое внимание уделяется усложнению упражнений для развития равновесия, а также развитию пространственного ориентирования в процессе подбора специальных упражнений и подвижных игр. На этом этапе обучения с целью достижения высокой моторной плотности занятий чаще всего используются фронтальный, поточный или подгрупповой способы организации детей.

    Дети подготовительной группы должны уметь владеть основными движениями, самостоятельно выполнять серию последовательных движений в ходьбе друг за другом, уметь ориентироваться в усложняющихся пространственных условиях (в играх). Требования предъявляются также к поведению в коллективе, умению согласовывать свои действия с действиями других детей в подвижных играх, эстафетах.

    На разных этапах обучения используются такие методы, как показ, помощь, страховка, действия по словесной инструкции, однако их объем на разных годах обучения различается.

    Показ как метод обучения используется в работе и с младшими дошкольниками, и на занятиях со старшими детьми. В процессе показа детям дается образ движения в его целостном виде, без акцентирования внимания на отдельных элементах. Правильность показа, его точность — одно из важных условий обучения. Небрежная, неточная демонстрация движений может повлечь неправильное воспроизведение детьми. Для старших детей движение может быть предложено в расчлененном виде с целью обучения элементам техники. Наблюдая движение, дети должны хорошо его видеть, а также наблюдать за выполнением движения другими детьми.

    В работе с младшими детьми, а также с дошкольниками, имеющими нарушения равновесия и пространственной ориентировки, важна помощь взрослого. Взрослый выполняет некоторые движения вместе с ребенком, например удерживает его руки при ловле мяча, переставляет ноги при лазанье по гимнастической стенке. И в старших группах детям необходима помощь при выполнении упражнений на равновесие.

    Страховка используется на всех годах обучения при выполнении координационно трудных упражнений, а также для предотвращения возможных травм: в лазанье по гимнастической стенке, спры-гивании и др.

    По мере усвоения детьми движений, которые демонстрировались первоначально педагогом, дети начинают воспроизводить их по словесной инструкции. В зависимости от возраста детей, их двигательного опыта, состояния слуха и речи воспитатель использует разные формы речи. В ясельной и младшей группах названия предметов, действий, побуждения предъявляются устно и для лучшего восприятия и усвоения фиксируются письменно (на табличках). По мере усвоения слов они предъявляются устно, к табличкам воспитатель обращается при предъявлении новых слов или же недостаточно усвоенных детьми. В детских садах для глухих в средней группе новые слова могут предъявляться устно-дактильно, а после их усвоения — устно. Инструкции должны быть краткими, понятными детям, так как необходимость разъяснения значений слов снижает моторную плотность занятий. В случаях непонимания детьми значений слов воспитатель использует показ в сочетании со словесной инструкцией, а затем опять предъявляет инструкцию.

    Практическое задание:

    Подобрать упражнения, игры, задания по обучению основным движениям.

    Комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств круговым методом для детей 6-7 лет

    Содержание

    Дозировка

    Время отдыха между станциями, с

    Станция 1.Бег на прямых ногах 10 м

    1раз

    15-20

    Станция 2. Выпрыгивание из полуприседа, сопровождая взмахом рук вверх

    6-8 раз

    20-25

    Станция 3.Поднимание прямых ног вверх, лежа на спине, руками держаться за нижнюю перекладину гимнастической лестницы

    8-10 раз

    25-30

    Станция 4.Лазанье по гимнастической лестнице вверх-вниз разноименным способом, руки согнуты

    1 раз

    20-25

    Станция 5.Махи правой (левой) ногой вперед до уровня пояса, стоя боком к месту опоры

    8-10 раз

    15-20

    Станция 6. Прыжки через гимнастическую скамейку, стоя боком и продвигаясь вперед по всей длине

    4-8 прыжков

    25-30

    Станция 7.Лежа на животе, руки впереди прямые, поднимание набивного мяча вверх

    6-8 раз

    35-50

    Комплекс прыжковых упражнений для развития скоростно-силовых качеств

    п/п

    содержание

    Количество подходов

    1.

    Прыжки на двух ногах через поролоновые кубики

    2-3

    2.

    Прыжки боком (правым, левым) на двух ногах через поролоновые кирпичики

    1-2

    3.

    Прыжки на правой, левой ноге

    1-2

    4.

    Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по два

    2-3

    5.

    Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по три

    2-3

    6.

    Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные по четыре

    1-2

    7.

    Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные друг на друга по два

    2-3

    8.

    Прыжки на двух ногах через кирпичики, составленные друг на друга по три

    1-2

    9.

    Подскоки на двух ногах на автомобильных шинах

    2-3

    Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослаб-ленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении статического и динамического равновесия, воспроизведении заданного ритма движений. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них[4].

    Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента:

    ·           Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего.

    ·           При показе дети должны повторять задание вслух.

    Ведущий (вожатый, инструктор, педагог, методист или родитель) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

    Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению, стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

    «Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

    Цель: развитие внимания.

    Количество игроков может быть любым.

    Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

    «Земля» — играющие принимают положение: руки в стороны;

    «Воздух» — играющие выполняют круговые движения руками назад;

    «Вода» — выполняются движения, имитирующие волны.

    Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

    Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

    Вариант 2

    Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

    Инструкция. Площадка делится на три зоны — «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».

    Слово «пароход» — играющие бегут в зону «Вода».

    Слово «дерево» — играющие бегут в зону «Земля».

    Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

    Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

    «Запрещенный цвет»

    Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

    Количество игроков — 6—8.

    Инвентарь: 30—40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

    Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

    Варианты

    1.        Собрать только круги (цвет не имеет значения).

    2.        Собрать треугольники красного цвета.

    3.        Собрать как молено больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.

    Методические указания

    ·           Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

    ·           Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

    «Печатающая машинка»

    Цель: развитие словарного запаса.

    Количество игроков может быть любым.

    Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот, кто «напечатает» больше слов.

    Методические указания. Игру рекомендуется проводить в вечернее время или в плохую погоду.

    «Зеркало»

    Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

    Количество игроков может быть любым.

    Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

    ·           Повторение одиночных движений вслед за ведущим.

    ·           Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.

    ·           Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.

    Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

    «Веревочка»

    Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

    Количество игроков — 10—12.

    Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.

    Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке м дает команде задание — «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

    Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

    «Догони меня»

    Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

    Количество игроков — 10—14.

    Инвентарь: два баскетбольных мяча.

    Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команде водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.

    Методические указания:  игра повторяется несколько раз, выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

    «Цветные палочки»

    Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

    Количество игроков произвольное.

    Инвентарь: палочки — фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

    Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.

    Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданного цвета.

    Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.

    Варианты

    1.        Собираются палочки независимо от цвета. Играющие должны сказать, палочек какого цвета у них больше (меньше).

    2.        Каждый играющий «рисует» из палочек заданную фигуру ( елочку, лодку, домик и др.) либо придуманную им фигуру. Оценивается: кто красивее «нарисует» фигуру.

    3.        Командное исполнение заданного самостоятельно придуманного «рисунка» из палочек. Оценивается красота «рисунка» и коммуникативность в команде при выполнении задания.

    «Поймай мяч»

    Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

    Количество играющих может быть любым.

    Инвентарь: один мяч среднего размера.

    Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

    Методические указания

    ·           От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

    ·           Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

    ·           Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

     «Цветные палочки»

    Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

    Количество игроков произвольное.

    Инвентарь: палочки — фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

    Инструкция. Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По

    «Часы»

    Цель: развитие внимания, мышления, ориентировки во времени, закрепление знаний.

    Количество игроков не ограничено.

    Инструкция. Играющие, изображая циферблат, становятся в круг лицом к водящему, который находится в центре круга.

    Играющие рассчитываются на 1—12, что соответствует показателям часов. Ведущий должен назвать время, например 11 часов. Игрок или все игроки, получившие при расчете данную цифру, должны хлопнуть в ладоши . Если ведущий называет цифру 22, то участник или участники с цифрой 11 хлопают 2 раза. За неправильный ответ игрок наказывается штрафным очком или должен выполнить какое-либо упражнение.

    Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим цифр — заданий.

    Варианты игры

    «Месяц»

    Играющие рассчитываются на 1—12 (соответственно количеству месяцев в году):

    а) если ведущий называет, например, — цифру «пять» — игрок или игроки с соответствующей цифрой хлопают в ладоши и произносят название месяца;

    б) если ведущий называет, например, «июнь», игрок или игроки, соответствующие номеру «6», хлопают в ладоши.

    «Дни недели»

    Играющие рассчитываются на 1—7 соответственно названиям дней недели. Ведущий называет цифру «6». Игроки с номером «6» хлопают в ладоши и произносят слово «суббота» и т.д.

    выборе заданного цвета.

    «Подними руку»

    Цель: развитие внимания.

    Количество игроков не ограничено.

    Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа — левую руку, игрок слева — правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.

    Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания ведущим игроков.

    Начало формы

    «В шеренгу становись»

    Цель: развитие внимания и двигательных качеств — ловкости и силы.

    Две команды распределяются по равным силам.

    Инвентарь: канат.

    Инструкция. Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др.), обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.

    Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.

    Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока все участники не отпустят канат для построения.

    Варианты

    1.        Построение после перетягивания выполнять в «колонну» или «в шеренгу». Словесное указание даётся перед сигналом по перетягиванию каната.

    2.        Перед сигналом «Марш!» играющие выполняют физические упражнения вслед за ведущим.

    «Подними руку»

    Цель: развитие внимания.

    Количество игроков не ограничено.

    Инструкция. Играющие располагаются в круге, лицом к центру. Ведущий находится внутри круга. Как только ведущий касается рукой одного из игроков, рядом стоящие игроки слева и справа поднимают руки, ближе расположенные к указанному игроку: игрок справа — левую руку, игрок слева — правую руку. Если игрок ошибается, он получает штрафные очки. Побеждает тот, кто получит меньше штрафных очков.

    Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом касания ведущим игроков.

    Начало формы

    «В шеренгу становись»

    Цель: развитие внимания и двигательных качеств — ловкости и силы.

    Две команды распределяются по равным силам.

    Инвентарь: канат.

    Инструкция. Команды выстраиваются в колонну вдоль каната, лежащего на полу. Ведущий стоит у середины каната. По команде ведущего «Марш!» команды начинают перетягивать канат. Ведущий в это время держит его за середину. Когда ведущий подает заранее условный сигнал (поднятая рука, стук ногой и др.), обе команды должны построиться в шеренгу в заданном месте.

    Побеждает та команда, которая быстрее и точнее выполнит построение в шеренге.

    Методические указания. Ведущий должен соблюдать технику безопасности, выполняя страховку (держит канат) до тех пор, пока все участники не отпустят канат для построения.

    Варианты

    1.        Построение после перетягивания выполнять в «колонну» или «в шеренгу». Словесное указание даётся перед сигналом по перетягиванию каната.

    2.        Перед сигналом «Марш!» играющие выполняют физические упражнения вслед за ведущим.

    «Поймать Бармалея» —сюжетная игра

    Цель: развитие равновесия, ловкости, воли и координации коллективных действий.

    Количество участников произвольно.

    Инвентарь: гимнастические скамейки, гимнастическая стенка и маты (для страховки), горизонтально закрепленные канаты.

    Инструкция. В зале устанавливаются скамейки в наклон-пом положении под разными углами, горизонтальные скамейки с широкой и узкой опорой, качающиеся скамейки, горизонтальные канаты на высоте 0,5 метра.

    Перед игрой ведущий вспоминает вместе с игроками сюжет произведений К. Чуковского «Бармалей» и «Доктор Айболит». Задача играющих: преодолеть все «препятствия» (пройти, проползти, пролезть, удержать равновесие) всей командой, найти Бармалея и поймать его (роль Бармалея выполняет второй ведущий).

    Методические указания. Обеспечить страховку.Методические указания. Обеспечить страховку.Методические указания. Обеспечить страховку.Методические указания. Обеспечить страховку.Конец формы

    Список литературы:

    1. Байкина Н. Г., Сермеев Б. В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих
    2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. — (Коррекционная педагогика)
    3. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя / Л.П.Носкова, Н.Д.Соколова, О.П.Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.П.Носковой. - М.:Просвещение, 1993. - 224 с.
    4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.
    5. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. —— М.: Советский спорт, 2002. — 212 с.

    [1] ПРОГРАММЫ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    [2] Головчиц Л.А. Программа "Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития". -- М.: Гном и Д, 2006. - 127 с.

    [3] Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.

    [4] Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. —— М.: Советский спорт, 2002. — 212 с.

    Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/31/o...

О сайте

1avtoportal.ru