1avtoportal.ru


Косоглазие от сосания кулака
5 2038

    Как рассматривается содержание монголо-татарского ига в русской и советской историографии на примере точек зрения соловьева и гумилева

    Раздел: Облысение Дата публикации: 20.05.2015, 08:43

    1. Общее понятие и характерные черты русской философии.

    Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

    Характерными чертами русской философии являются:

    • сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
    • специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой);
    • целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
    • большая роль проблем морали и нравственности;
    • конкретность;
    • широкое распространение в массах, понятность простому народу.

    Основы предмета русской философии составляли:

    • проблема человека;
    • космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
    • проблемы морали и нравственности;
    • проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
    • проблема власти;
    • проблема государства;
    • проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);
    • проблема будущего.

    Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

    • период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
    • философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);
    • философия XVIII в.;
    • философия XIX в.;
    • русская и советская философия XХ в.

    2. Ранняя русская философия (период ее зарождения и раннего христианства).

    Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

    Основными темами ранней русской философии были:

    • моральные и нравственные ценности;
    • объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;
    • государство;
    • право;
    • природа.

    Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

    • Иларион (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);
    • Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);
    • Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания);
    • Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

    3. Русская философия XII – XVII вв.

    Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и философии приходится на XIII – XVII вв.

    Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:

    • сохранение русской духовности;
    • христианство;
    • борьба за освобождение;
    • устройство государства;
    • познание.

    Среди видных философов данного периода:

    • Сергий Радонежский (XIV в. – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;
    • Философий (XVI в.) – также занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим – Константинополь – Москва;
    • Максимилиана Грек (1475 – 1556) – отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;
    • Андрей Курбский (1528 – 1583) – был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;
    • Нил Сорский, Вассиан Патрикеев – выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей» (боролись против «иосифлян» - сторонников сохранения прежних церковных устоев);
    • Аввакум и Никон – также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Авакум – за сохранение старых обрядов;
    • Юрий Крижанич (XVII в.) – выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

    4. Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).

    Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии:

    философию эпохи петровских реформ;

    материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

    К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

    Основной направленностью их философии была социально-политическая:

    • вопросы устройства монархии;
    • императорской власти, ее божественности и нерушимости;
    • прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);
    • войны и мира.

    Также философы данного направления занимались и иными вопросами – познания, нравственных ценностей и др.

    Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

    М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии.

    Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («копрускул», то есть атомов) – материальных монад.

    Отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

    В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

    На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749-1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

    5. Основные направления русской философии XIX в.

    Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:

    • декабристское;
    • монархическое;
    • западническое и славянофильское;
    • революционно-демократическое;
    • атеистическое;
    • теологическое;
    • философию космизма.

    Более подробно данные направления рассматриваются в вопросе 29.

    6. Основные направления русской философии ХХ в.

    Русская (и советская) философия ХХ в. представлена, главным образом:

    • философией марксизма-ленинизма;
    • философией космизма;
    • естественно-научной философией;
    • философией «русского зарубежья».
    Более подробно русская философия ХХ в. рассматривается в вопросе 30.

     

    Источник: http://nuru.ru/philos/028.htm

О сайте

1avtoportal.ru